Что такое маркировка рекламы с 1 сентября 2022 года: коснётся ли это нас с вами
Новости об обязательной маркировке рекламы с 1 сентября взбудоражили предпринимателей. Мы попросили юриста Алёну Иву объяснить, что значат поправки к закону «О рекламе», которые на днях вступили в силу, и что нам с вами теперь нужно делать. Примерное время на прочтение — 4 минуты.
Спойлер: да, коснётся. Но пока непонятно, в каком масштабе. В этой статье расскажу, что уже известно об этом нововведении.
Как будет выглядеть маркировка рекламы?
А что будет, если этого не делать?
Касается ли это партнёрских материалов?
А реклама своих услуг на своём же сайте попадает под требования закона?
Посты в соцсетях тоже надо подписывать словом «реклама»?
А как поступать со старыми рекламными постами или статьями?
А если я пишу статью в блог другого проекта или даю экспертный комментарий?
Что случилось
С 1 сентября 2022 года вступают в силу изменения в ФЗ «О рекламе». Теперь вся реклама в интернете должна украшаться пометкой «реклама». Кроме этого, для всех видов интернет-рекламы нужно получать отдельный идентификатор и отправлять сведения в специальный реестр через специальных операторов.
Нововведения касаются всех участников рекламных цепочек: рекламодателей, рекламораспространителей, рекламных систем, рекламных агентств.
Звучит сложно. Давайте разберёмся с основными определениями и вопросами.
Новые понятия
Реестр — единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Это база данных, которую будет формировать и вести уполномоченный на то орган Роскомнадзора.
Оператор — оператор рекламных данных (ОРД). Это организации, которые будут иметь право собирать информацию со всех участников рекламного рынка и передавать её в ЕРИР. На сегодня стать операторами планируют структуры МТС, Озон, Сбер, Вымпелком, Яндекс, ВКонтакте. Список будет пополняться.
Идентификатор рекламы — буквенно-цифровой код, который будет присваиваться всем рекламным объявлениям (креативам).
Креатив — любой вариант рекламы: баннер, статья, пост, подкаст и т. д.
Как будет выглядеть маркировка рекламы?
Давайте возьмём для примера размещение рекламы на сайте в виде статьи. Владелец сайта в нашем случае будет рекламораспространителем, а заказчик — рекламодателем.
В упрощенном виде процесс будет происходить так:
- Между владельцем сайта и заказчиком заключается договор на размещение рекламной статьи.
- Владелец сайта отправляет статью Оператору и получает идентификатор.
- Помечает статью идентификатором и надписью «реклама» и размещает на сайте.
- По истечению срока размещения стороны подписывают акт.
- В месяце, следующем за месяцем размещения, владелец сайта отправляет отчётную информацию Оператору.
А что будет, если этого не делать?
Пока ничего, потому что административная ответственность за нарушение этих требований ещё не установлена. Однако не стоит забывать о том, что статья 14.3 КоАП о нарушении законодательства о рекламе уже существует. Гарантий, что её не будут применять, нет.
Касается ли это партнёрских материалов?
Хороший вопрос. Ситуация, когда мы рекламируем друг друга, не заключая договоры, очень распространена. Я адресовала этот вопрос Роскомнадзору. В полученном ответе мне указали, что партнёрские соглашения не являются исключениями. Это значит, что и партнёрская реклама подпадает под действие норм о маркировке рекламы.
А реклама своих услуг на своём же сайте попадает под требования закона?
В ответе на этот вопрос Роскомнадзор ссылается на позицию ФАС, в частности на письмо от 25.09.2019. ФАС по обыкновению неоднозначен и говорит, что:
- размещение информации о себе на своём сайте не является рекламой
- но если информация размещена так, что привлекает дополнительное внимание (навязчивый баннер, плавающая кнопка и т. д.), это может быть признано рекламой.
То есть как бы не реклама, но это не точно. Для более конкретных ответов придётся дождаться практического применения нововведений.
Посты в соцсетях тоже надо подписывать словом «реклама»?
На сегодняшний день — да. Реклама в социальных сетях и мессенджерах также подпадают под действие закона. То есть необходимо будет получать идентификатор, ставить пометку «реклама» и потом отчитываться через операторов.
А как поступать со старыми рекламными постами или статьями?
На сегодня есть ответ Роскомнадзора, что эти рекламные материалы также должны быть помечены идентификатором и надписью «реклама». Однако я бы не спешила это делать и дождалась каких-то более конкретных ответов. Можно не ждать и написать запрос в Роскомнадзор.
А если я пишу статью в блог другого проекта или даю экспертный комментарий?
По общему правилу нет, это не будет считаться рекламой вас. Однако может считаться рекламой для проекта, но это будут уже задачи проекта.
И что же делать?
Не паниковать. Сейчас уже можно получать у потенциальных операторов рекламных данных тестовые доступы к системам, изучать их и готовиться к новым алгоритмам. Стоит отредактировать договоры, если вы размещаете рекламу у себя. И, конечно, держать руку на пульсе и мониторить новости.
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.