Шпаргалка для начинающих подкастеров: каких ошибок можно избежать и как это сделать
Для владельцев бизнеса подкасты могут стать ещё одним хорошим способом общения с аудиторией. Люди слышат ваш голос, что делает ваш контакт с потенциальными клиентами более живым и человечным. Если вы присматриваетесь к этому формату, вам будет интересна наша новая статья. Экс-редактор блога Инна Никитина рассказала про создание подкаста и о том, какие ошибки допустила в процессе. Примерное время на прочтение — 8 минут.
Я запустила подкаст о смене профессии «Давай сначала» в августе этого года. Прошло всего два месяца, а у меня уже накопился классный опыт, о котором я могу говорить часами. В этой статье расскажу об ошибках. Большинство из них относятся к первому выпуску подкаста.
Шишка «Самонадеянная»
Шишка «Раздолбайская»
Шишка «Гигантская»
Шишка «Провальная»
Шишка «Прокрастинаторская»
Шишка «Монтажно-косячная»
Шишка «Достигаторская»
Шишка «Подготовительная»
Шишка «Самонадеянная»
До начала работы над подкастом я слабо представляла себе, что нужно знать и учитывать в таких проектах. Вместо того чтобы собрать небольшую теоретическую базу, я сразу пошла записывать интервью и попутно решала вопросы с обложкой, описанием подкаста, монтажом и другими составляющими.
Результат — остальные шишки, о которых буду рассказывать ниже.
Что делать
Как можно было быстро подготовиться к запуску подкаста и избежать грубых ошибок:
- Внимательно перечитать статью Ольги Мокшиной о том, как самостоятельно запустить подкаст. Я редактировала её весной. Тогда у меня ещё не было цели создать свой проект, поэтому многие важные моменты, о которых писала Оля, я успела забыть.
- Прочитать книгу Крис Вазовски «Подкаст за две недели». Её можно использовать как серию чек-листов в самом начале пути.
Для тех, кто до запуска подкаста не работал с контентом, также рекомендую прочитать книгу Эрика Нюзума «Пошумим». Она хороша для подготовки к интервью и сбору материала для выпусков.
Шишка «Раздолбайская»
Героиней первого выпуска подкаста стала Олеся Зайко. Мы с Олесей хорошо знакомы, поэтому договоренности об интервью ограничились несколькими сообщениями, в которых обсудили день и время. Кроме этого, я попросила Олесю приготовить наушники и диктофон.
Мне повезло, что Олеся не включала кондиционер и закрыла дверь в комнату, из которой созванивалась со мной, а за открытым окном никто не сигналил и не ремонтировал дорогу. Если бы всё сложилось иначе, нам бы пришлось перезаписывать выпуск или же и вовсе отказываться от использования собранного материала.
Что делать
Обязательный документ для подкаста с участием приглашённых героев — памятка гостя. Пропишите в ней:
- как будет проходить запись;
- какое оборудование понадобится;
- что влияет на качество звука;
- другие важные для вас пункты.
При подготовке ко второму выпуску подкаста я разработала первый вариант памятки:
Скажу сразу — памятка не гарантирует, что запись подкаста пройдёт гладко. Поэтому «Раздолбайскую» шишку я набила дважды. Героиня одного из следующих интервью пропустила, что в разделе «Оборудование» я прошу дополнительно включать диктофон. В результате у меня есть только запись разговора из Zoom, а это значит, что качеством выпуска придётся пожертвовать.
Но я рада, что эта ситуация произошла во время работы над первыми выпусками. Это помогло мне найти узкие места в подготовке к интервью. После этого я доработала документ — поменяла разделы местами, выделила самый важный текст. А в начале разговора буду просить гостя подтвердить, что он включил диктофон.
Шишка «Гигантская»
Запись материала для выпуска — один из самых ответственных этапов подготовки выпуска. Задача подкастера — получить не только богатую фактуру, но и максимально качественный звук. При записи интервью с Олесей Зайко я провалила вторую часть задачи — записала свою часть разговора в комнате с включённым кондиционером.:)
В результате звук на моей записи был ужасным — кондиционер гудел, и этот шум нельзя было убрать с помощью монтажа. Мне пришлось перезаписывать свои вопросы, а чтобы в них появилась динамика живого разговора, я включила запись ответов Олеси и представляла, что мы общаемся прямо сейчас.
Что делать
Самое главное — записывать выпуск в комнате с выключенным кондиционером и закрытыми окнами, а также переносить запись, если соседи начали ремонт, а в соседней комнате дети устроили бунт. На скриншоте моей памятки видно, что эту же информацию важно обсуждать с гостями подкаста.
Во время записи другого интервью я поняла, что активное слушание собеседника лучше ограничить улыбками и кивками головы и отказаться от «угу», «ух ты» и других слов. В этом случае, даже если на выходе у вас будет только запись из Зума, её качество будет гораздо выше, чем при разговоре, где слова собеседников накладываются друг на друга.
Шишка «Провальная»
Подготовка первого выпуска прошла в формате «успеть всё и выжить» — мне было важно опубликовать интервью с Олесей в августе, а закончить монтаж выпуска удалось только в последний день месяца. Задача осложнялась тем, что у меня не было чек-листа, с которым я могла сверяться. Поэтому после каждого выдоха облегчения я вспоминала об очередном «надо» и понимала, что радоваться рано.
Что делать
Идеальный вариант — разработать чек-лист, который вы сможете всегда держать перед глазами. Моя памятка сейчас выглядит так:
В чек-листе я подробно расписала все действия, которые мне желательно выполнить. На практике я пропускаю посты о монтаже и ещё ни разу не делала тайм-коды.
Если вы решите использовать этот чек-лист в качестве ориентира, обратите внимание, что пункты о расшифровке, редактуре и вычитке интервью, а также его публикации могут быть актуальны только для меня — формат «Давай сначала» подразумевает текстовые версии выпусков.
Шишка «Прокрастинаторская»
К счастью, эту шишку я набила лишь один раз. В начале работы над подкастом я отчаянно боялась монтажа и делала что угодно, лишь бы не запускать программу. Оказалось, что сводить дорожки, удалять лишнее и добавлять джингл и перебивки — очень интересный этап работы, хоть и долгий.
Что делать
Я вижу два варианта:
- Начать с 5–10 минут монтажа. Это сразу снимает груз ответственности и страх перед объёмом работы.
- Отдать монтаж на аутсорсинг. В этом случае придётся составлять техническое задание для монтажера и платить деньги, зато вы сэкономите время и не будете разбираться с программами для монтажа.
Шишка «Монтажно-косячная»
Монтируя первый выпуск, я нещадно удаляла всё лишнее. В том числе, фрагмент записи в тишине, которую делают, чтобы затем удалять фоновый шум. Это произошло, потому что я делала монтаж, попутно изучая программу.
Что делать
Лучший способ избежать этой ошибки — сначала посмотреть в Ютубе несколько видео про то, как работать с вашей программой для монтажа, выписать себе основные функции и лишь затем приступать к обработке записей.
Шишка «Достигаторская»
Я записала интервью с Олесей в конце июля. На первую половину августа у меня уже был запланирован отпуск, но я всё равно не могла отказаться от мысли, что смогу смонтировать выпуск даже на отдыхе. Затея провалилась.
Что делать
Работа над подкастом требует довольно много времени. Например, на тот же монтаж нужно не менее 8 часов, если чистить речь от слов-паразитов, оговорок, подтягивать качество звука и так далее. При этом другие дела отменить довольно сложно. Поэтому я рекомендую и себе, и другим подкастерам выделять в своём расписании время на задачи по своему проекту. И не геройствовать, уезжая в отпуск.
Шишка «Подготовительная»
Эту шишку я набила дважды при монтаже второго выпуска и подготовке к третьему интервью.
В первом случае я начала монтировать выпуск, не продумав сценарий выпуска. В результате я затянула монтаж выпуска и с каждым кругом всё лучше продумывала его логику.
Во втором случае я выписала все вопросы, которые хочу задать героине. В начале записи выяснилось, что времени на интервью не так много. В итоге я на ходу пыталась сориентироваться, какие вопросы оставить, а какие можно пропустить.
Что делать
Начну с подготовки к интервью. Я убедилась, что собирая пул вопросов к герою, важно сразу выделить ключевые темы. Это позволяет во время разговора фокусироваться на главном.
Затем, приступая к монтажу выпуска, нужно сразу продумать его логику и ответить на вопросы, что вы хотите сказать слушателям и как вы планируете это сделать. Это поможет избежать лишней работы.
Что в итоге
В заключение хочу поделиться главным выводом, который я сделала, когда анализировала свои ошибки. Несмотря на то, что мой подкаст — это творческий проект, работать над ним лучше всего по чёткому плану.
Чтобы его составить, можно воспользоваться лайфхаком:
- В спокойной обстановке представить все микрозадачи, которые нужно решить, чтобы достигнуть цели.
- Сгруппировать задачи по темам.
- Определить порядок выполнения и сроки.
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.