Как эксперту разработать и запустить свой первый онлайн-продукт?
Если вы давно работаете в нише и у вас есть потребность делиться своими знаниями или уже успешно делаете это в офлайн, читая лекции либо проводя мастер-классы, то наверняка не раз задумывались о собственном онлайн-продукте. Но как это сделать без продюсера и большой команды? Педагогический дизайнер и методолог Инна Фурман рассказывает, из каких этапов состоит разработка онлайн-курсов и что учесть на каждом из них. Примерное время на прочтение — 13 минут.
В этой статье мы не будем ориентироваться на модную сегодня модель запуска онлайн-курсов — найми продюсера, и он всё сделает за тебя, а подробно разберём, какие этапы нужно пройти, если вы хотите сделать это самостоятельно.
Оставим профессиональную терминологию и условно поделим процесс на следующие блоки:
- анализ и тестирование гипотез;
- выбор формата онлайн-продукта;
- разработка карты-маршрута клиента (LJM — learning journey map);
- разработка структуры курса, распределение ролей, подготовка материалов;
- запуск и доработка.
Разберёмся с каждым из пяти блоков более подробно.
Блок 1. Тестирование гипотез
Блок 2. Выбор формата онлайн-продукта
Блок 3. Разработка карты-маршрута клиента
Блок 4: Разработка структуры курса, распределение ролей, подготовка материалов
Блок 5: Запуск и доработка
Блок 1. Тестирование гипотез
Перед разработкой продукта я всегда предлагаю эксперту немножко «покопаться в себе» и, в первую очередь, исследовать свои желания и возможности.
Здесь помогут следующие вопросы:
- В чём моя суперсила? Что я умею делать лучше всего?
- Что входит в сферу моих интересов? Что я хочу делать больше всего?
- Для чего я хочу разработать онлайн-продукт? Каковы мои личные и профессиональные цели?
Вы можете прописать дополнительные вопросы, которые помогут вам лучше понять как свою экспертизу, так и свои глубинные потребности.
Здесь также важно честно ответить себе на вопрос, готовы ли вы обучать других? Умеете ли передавать свои знания в доступной форме? Умеете ли структурировать, упрощать, пояснять, взаимодействовать?
Если вопрос структурирования и упрощения может частично взять на себя методолог, в паре с которым вы работаете над созданием продукта, то передавать знания, пояснять и взаимодействовать в учебном процессе придётся вам.
Здесь очень помогают инструменты, позволяющие визуализировать мыслительный процесс (интерактивные доски, ментальные карты, можно просто альбомный лист А4 и цветные маркеры).
С разрешения одного из экспертов, с которым я как методолог работала, приведу пример такой визуализации.
Второй шаг в этом блоке рекомендую сделать в сторону исследования потребностей потенциальной целевой аудитории.
Здесь подойдут различные методы, но помните, что нам важно не только охватить аудиторию количественно, но и качественно обработать полученные данные.:)
Качественными методами исследования считаются:
- интервьюирование;
- анкетирование с использованием открытых вопросов (исключающих односложные ответы «да» или «нет»);
- анализ деятельности потенциальной целевой аудитории.
Популярным и активно применяемым маркетологами методом исследования запроса аудитории является глубинное интервью (CastDev). Это интервью с представителем целевой аудитории, цель которого протестировать ваши гипотезы.
Цель глубинного интервью не «продавать» свою идею, подталкивая к желаемым ответам, а держать фокус на человеке и его реальных потребностях и пожеланиях.
Советую продумать список вопросов заранее и, что самое важное, не импровизировать в процессе его проведения.
Затем полученную информацию нужно расшифровать и обработать. На данном этапе удобно работать с табличкой. Задать желаемые столбики и вписывать в них ответы.
Это позволит потом проанализировать результаты и найти пересечения.
В процессе исследования аудитории, постарайтесь получить ответы на следующие вопросы:
- Каковы рабочие функции потенциальных участников? Что находится в их компетенции?
- Насколько предмет программы или курса знаком участникам?
- Возраст, пол и другие важные данные, характеризующие участников.
- Достижения участников в этой области и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться.
- Уровень компетентности участников в теме.
Пройдя эти этапы, сопоставляем наши желания и возможности с тем, что ожидают от нас как от экспертов потенциальные клиенты, рынок.
Совпали?! Ура! Этап тестирования первичных гипотез окончен. Идём дальше!
Блок 2. Выбор формата продукта
Палитра форматов пестра и разнообразна. На смену традиционным, таким как видеокурсы, марафоны, вебинары, ежедневно приходят «модифицированные» вариации, как то: курс-игра, обучающий сериал и т. д.
Перед выбором формата задайте себе такие вопросы:
- Какова основная цель запуска онлайн-курса?
- Каков портрет моего идеального клиента?
- Какой формат для меня как эксперта наиболее интересен?
- Какой формат выгоден с точки зрения соотношения ресурсы – прибыль?
Затем продумайте ключевые моменты:
- длительность программы;
- наличие обратной связи при прохождении программы;
- вовлечённость клиента в процесс обучения;
- синхронное или асинхронное обучение;
- степень сопровождения клиента в процессе обучения.
Выполнив все эти условия, вы поймёте, какой обучающий формат вам выбрать.
Блок 3. Разработка карты-маршрута клиента
Карта-маршрута клиента или learning journey map (LJM) поможет вам визуализировать путь, который проходит клиент в рамках вашей программы.
Это нужно, чтобы сделать этот путь логичным, структурным и приятным для клиента. Чтобы привести его к желаемой цели. Предвидеть «кочки и ухабы», подстелить соломку там, где она может быть необходима. Стать для клиента человеком, который будет светить фонариком всё то время, пока он будет путешествовать с картой в руках.
Вы можете посмотреть шаблонные версии подобной карты в интернете, введя запрос LJM в поисковую строку, а можете сделать её сами.
Источник: Bottom-Line Performance
Разрабатывая LJM клиента, нужно учитывать следующие аспекты:
- Точка А клиента — где он находится сейчас.
- Точка Б клиента — куда он хочет прийти, какие навыки/опыт получить, какое поведение изменить с помощью обучения.
- Как он будет это делать?
- Какие трудности у него могут возникнуть?
- Как помочь ему эти трудности преодолеть?
Важно! Даже воспользовавшись шаблоном для построения карты-маршрута клиента, визуализируйте её, используя портреты своих клиентов и заполняя её от их имени.
Удобно строить LJM в ментальных картах или шаблонах, где есть таймлайн. Например, в Miro.
Блок 4: Разработка структуры курса, распределение ролей, подготовка материалов
Существуют разные подходы к разработке структуры обучающего продукта.
Мы не будем в данной статье углубляться в методологию. Несмотря на существование огромного количества подходов и моделей к разработке обучающих программ, универсальных, подходящих для каждого, нет. Поэтому с каждым экспертом мы проходим этот этап в индивидуальном порядке.
Мой подход таков:
- Напишите название вашего курса.
- Запишите всё, что на ваш взгляд должно войти в него.
- Посмотрите в интернете (через поиск или программу Вордстат), что ищут ваши потенциальные клиенты, и обратитесь к опыту ваших коллег, спросив их, что им кажется важным при раскрытии данной темы.
- А теперь снова напишите рабочее название вашего курса и его цель. К чему именно должен прийти ваш ученик? Какова его точка Б?
- Сопоставьте это с таблицей-расшифровкой глубинных интервью с вашей потенциальной ЦА.
- Пересмотрите все пункты, которые вы записали выше. Вы можете проделывать это несколько раз, пока не будете уверены, что содержание вашего курса максимально способствует достижению цели потенциального клиента.
- После того как общее содержание курса прописано, важно определиться с логической последовательностью тем, их объёмом, методами подачи и необходимыми материалами.
Хочу обратить ваше внимание, что продукт не обязательно должен быть полностью готов до его запуска. Как правило, достаточно чётко продумать и визуализировать его каркас: цели, задачи, формат, общую структуру и ключевые моменты.
Безусловно, помимо этого важно определиться с командой, которая его будет разрабатывать и продвигать. А в случае, если это синхронный формат или программа с обратной связью, — кто его будет проводить и отвечать за организационные вопросы.
В зависимости от выбранного формата обучения для проведения самой программы помимо вас как эксперта могут понадобиться кураторы, администратор и технический специалист. Роль каждого из них, их функционал на каждом из этапов программы, границы ответственности, примерное количество затраченного времени, способы взаимодействия с командой и клиентом должны быть прописаны заранее.
Как я уже говорила, вы можете анонсировать продукт и параллельно заниматься его разработкой.
Ещё один важный момент касается длительности каждой учебной части.
Держите в голове, что в тренде сейчас микрообучение, когда человек может пройти какую-то учебную единицу в короткий промежуток времени.
Помимо этого важно продумать разные форматы подачи материала: видео, аудио, чек-листы, презентации, ментальные карты — всё это лишь некоторые формы, которые находятся в вашем арсенале при разработке онлайн-продукта.
Блок 5: Пилотный запуск онлайн-курса и доработка
Прежде чем представить новый продукт на широкую аудиторию, рекомендую сделать пилотный запуск онлайн-курса на ограниченный круг людей. Это поможет оценить, насколько ваши гипотезы совпали с реальностью, востребован ли продукт в таком виде и формате и что ещё нужно «докрутить».
Как мы это узнаем?
- Во-первых, мы внимательно наблюдаем и смотрим, что идёт хорошо, а на чём клиент «застревает». Какие результаты даёт обучение, чего не достаточно, а чего с избытком.
(Все свои наблюдения мы фиксируем и потом дорабатываем, если считаем целесообразным.) - Во-вторых, встраиваем обратную связь в процесс обучения.
Собираем её по каждому этапу обучения (модулю, блоку и т. д.) от всей команды и от клиента во время и после прохождения программы.
(Обработав данные анкеты, мы делаем выводы: что требует улучшения и доработки, а что оставить так как есть.)
Здесь важно, чтобы ваши выводы были верными. Не нужно пытаться улучшить всё, о чём нам написали в анкете или что прописала команда. Полученные данные важно соотнести с целями и задачами своего образовательного продукта и портретом целевой аудитории.
Для удобства можно собрать всё, что зафиксировали вы сами, ваша команда и клиенты в анкетах обратной связи, и пройтись по каждому пункту, выверяя, какие изменения можно сделать в том или ином случае. Лучше, если вы будете делать это не в одиночку, а вместе со своей командой или методологом. Ведь обсуждение и мозговой штурм, как известно, дают хорошие результаты.
Если у вас нет своей команды, это могут быть различные мастермайнд группы для экспертов, которые разрабатывают свой онлайн-продукт и хотят его монетизировать.
Подытожим
Итак, мы с вами разобрали все основные этапы, которые важно пройти во время запуска онлайн-курса или другого образовательного продукта с точки зрения методологии. Они линейны, и невозможно пропустить один из них и сразу перейти к следующему, не потеряв при этом в качестве. Я уверена, что предложенная в этой статье схема может быть полезна как опытным экспертам, так и тем, кто разрабатывает свой первый онлайн-продукт.
эксперт с магистерской степенью по технологиям обучения, кандидат педагогических наук, руководитель онлайн-центра немецкого языка
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.