Маркировка рекламы в интернете
Прошло 4 месяца с момента, как маркировка рекламы стала обязательной. Мы попросили юриста Алёну Иву рассказать, какая практика уже успела сложиться и есть ли способы и о продукте рассказать, и под маркировку рекламы не попасть. Примерное время на прочтение — 4 минуты.
Если коротко, то да, такие способы есть. Но всё далеко не так однозначно, как нам бы хотелось. Почему? Читайте в статье
Маркировка рекламы. Правила и исключения
Как не попасть под маркировку рекламы
Маркировка рекламы. Правила и исключения
С 1 сентября 2022 года заработали правила маркировки рекламы в Интернете, о которых мы уже писали здесь.
Теперь необходимо:
- получать на рекламное объявление идентификатор (токен);
- ставить слово «реклама», указывать либо название/имя рекламодателя, либо ставить ссылку на сайт;
- отчитываться по итогам размещения в Роскомнадзор через Операторов рекламных данных.
Касаются новые правила всех участников рекламного рынка:
- рекламодателей;
- рекламораспространителей (например, сайтов или телеграм-каналов, которые размещают рекламу);
- рекламных систем (например, Яндекса).
Исключения составляют только прямые производители товаров/услуг и владельцы исключительных прав на объекты рекламы. Эти исключения вправе отдать задачу по информированию Роскомнадзора посредникам.
Исключения из рекламных объявлений, которые не надо маркировать, — это email-рассылки по своим базам и push-уведомления.
Давайте на примере.
Как будет выглядеть на практике размещение рекламного объявления на сайте:
- Владелец сайта заключает договор на создание и размещение рекламы с Заказчиком — прямым рекламодателем.
- Создаёт рекламное объявление и согласовывает его с Заказчиком.
- Регистрируется в системе Оператора рекламных данных (на выбор, их несколько).
- Направляет Оператору рекламных данных рекламное объявление и получает идентификатор (токен).
- Размещает рекламное объявление на сайте вместе с токеном, названием рекламодателя или ссылкой на его сайт.
- Когда заканчивается срок размещения, направляет в Роскомнадзор через Оператора рекламных данных отчётную информацию (данные о формате рекламы, показах, целевой аудитории и так далее).
Как не попасть под маркировку рекламы
Главные вопросы, которые задаются участниками рынка, — а что считается рекламой и как сделать так, чтобы не подпадать под маркировку интернет-рекламы?
По умолчанию рекламой признается всё, к чему доступ имеет неограниченный круг лиц, и это всё призвано привлекать внимание. И ещё признается рекламой то, что ФАС (Федеральная антимонопольная служба) признает рекламой по внутреннему ощущению. Для того чтобы бизнес лучше понимал богатый внутренний мир ФАС, служба пишет различные письма.
Например, по мнению ФАС, не признается рекламой:
1. Информация о товарах и услугах, размещённая на официальном сайте, страницах или в социальных сетях их производителя или продавца.*
2. Обзор нескольких товаров разных производителей в видеоролике или посте блогера.*
Например, такой:**
3. Органичная интеграция.
Это когда информация о товаре или услуге органично интегрирована в научные или литературные произведения, а также произведения искусства.
Например, в видеоролик. пост или статью блогера включается информация о товаре или услуге, и это является частью сюжета и выступает в качестве дополнительной характеристики героя или созданной ситуации.
Ещё, например, упоминание о новинках косметики в видеороликах или постах бьюти-блогеров. А также обычное (органичное) употребление и использование блогерами товаров по назначению, например, продуктов питания, одежды, посуды в видеороликах.
Вот как здесь**
4. Объявления на классифайдах (интернет-ресурсах типа Авито).
В этих случаях размещаемые по общим правилам объявления маркировать не нужно. Исключением будет медийная реклама самого ресурса.
На сегодня Роскомнадзор и ФАС разъяснили, что ещё точно надо маркировать и сдавать отчёты:
- по рекламе в публичных телеграм-каналах,
- по размещению партнёрских рекламных объявлений без оплаты по бартеру.
Если вы решите пойти на биржу телеграм-каналов с рекламой себя и своих услуг, то задачи по маркировке перейдут к бирже. Как и ответственность.
Есть ли санкции?
Отмечу, что отдельной статьи со штрафами за отсутствие маркировки и отчётов не ввели. Однако это не означает, что не будут штрафовать по имеющейся уже статье 14.3. КоАП.
По информации Роскомнадзора, до марта 2023 года пообещали не штрафовать. Но на мой взгляд, если вы имеете дело с рекламой, лучше отработать маркировку сейчас, а не когда протоколы начнут составлять.
__________________
* При условии, что товару или услуге не уделяется особое внимание, информация не даётся избыточная и положительно эмоционально окрашенная (с).
** На наш взгляд, органичная интеграция выглядит так. Но мнение редакции может не совпадать с мнением ФАС.
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.