Выбираем обучение грамотно
На нас постоянно обрушивается поток предложений образовательных программ. Новые курсы, интересные тренинги — всё хочется, всё нужно, голова кругом. Выбираем обучение с методистом онлайн-проектов Еленой Щегельской. Она расскажет, как не делать спонтанных покупок, а покупать только нужное. Примерное время прочтения — 8 минут.
Я сама в собственном образовательном процессе прошла путь от хаоса до логики и структуры. И не понаслышке знаю, что эта тема актуальна для многих экспертов. В статье расскажу, как из студента «вечного» превратиться в студента «осознанного». Как упорядочить свой процесс обучения в новом году. Где взять на всё время и силы.
Ставим цели на обучение
Рассчитываем силы
Выбираем «то самое» обучение
Можно ли учиться на нескольких курсах одновременно
Заключение
Ставим цели на обучение
Чтобы правильно выбрать обучение, очень важно понять, какие знания, умения и навыки вы хотите развить или получить с нуля в этом году. Для этого оцениваем, на каком этапе вы находитесь сейчас (точка А), а где хотите оказаться через год (точка B). И обязательно стоит сверить точку В с более длительной перспективой, на 3–5 лет вперёд.
При планировании обучения стоит учитывать две сферы: профессиональную, где мы через обучение повышаем и нарабатываем своё экспертное мастерство, и сферу личностного роста, где мы с помощью обучения прокачиваем свои мягкие навыки для разных жизненных обстоятельств.
Очень не рекомендую проскакивать этап постановки целей и задач в планировании обучения. Возможно, он вам покажется занудным — «Опять эти цели и задачи!» Но, поверьте, качественный анализ точки А и понимание точки В гарантируют вам упорядоченное, стройное, а не спонтанное обучение.
Вы вольны ставить цели и задачи любым удобным способом. Я предлагаю рассмотреть 2 инструмента. Можно поработать с каждым или взять на вооружение оба.
Постановка SMART-задач
Ответьте себе на вопросы:
- Что я хочу знать/уметь/делать к концу года?
- Как я пойму, что цель обучения достигнута?
- Какие инструменты и ресурсы мне потребуются по пути?
- Что я получу в результате этого обучения?
- Какие сроки я себе ставлю для того, чтобы получить эти знания и навыки?
Когда вы ответите на эти вопросы, получите конкретную, измеримую, достижимую, значимую и ограниченную по времени цель.
Например, я поставила себе цель на этот год стать спикером, начать выступать на конференциях, вести вебинары, выступать публично. Через полгода я планирую провести 2-3 публичных выступления.
Мне нужно для этого поработать со своим голосом и умением держаться на публике. В результате я получу уверенность и преодолею свой страх выступлений. У меня есть три месяца до первого запланированного выступления.
Таким образом, понимаю, что в январе-марте я пройду обучение по ораторскому мастерству или поработаю с экспертом по голосу и самопрезентации.
Таксономия Блума
Вот ещё отличный инструмент — классификация этапов обучения. Она поможет вам ответить на вопрос: на какую глубину вы хотите погрузиться в той или иной теме. Вам важно получить первичные знания, познакомиться с предметом или нырнуть глубже и перевести знания на уровень практики и умения создавать свои концепции?
Заполнение простой таблицы поможет чётче понять ваши запросы:
Рассчитываем силы
Когда вы поставили цели и задачи, пора переходить к оценке своих ресурсов и рассчитывать свои силы. Чего уж скрывать, часто мы выбираем обучение, берём больше, чем в состоянии переварить. И ценные материалы уходят в архив, так и не став однажды изученными. Обидно за потраченные деньги. А ещё незаконченные курсы грузом висят и тянут нашу энергию. Чтобы такого не было, стоит оценить всё на берегу.
Ещё пару лет назад я умудрялась вписываться одновременно в 2-3 длительных обучения. Последний год показал мне, что лучше меньше, да лучше. Гораздо эффективнее держать фокус на одном глубоком серьёзном обучении и добирать информацию точечно, короткими форматами, мастер-классами и вебинарами. Закончив одно длительное обучение, желательно приступать к следующему через некоторую паузу.
Это мой метод на сегодня. Я его, можно сказать, выстрадала. Вы проработаете, конечно, свой. Для этого разберёмся, что при этом важно учитывать.
Сколько времени для обучения у вас есть
Когда мы выбираем обучение, важно понимать, сколько для него есть времени. Проанализируйте ваше расписание. Наверняка, главное место в нём занимают встречи с клиентами, сопровождение групп, оперативное ведение бизнеса, то есть основные задачи. И сколько остаётся на учебу? Есть ли в расписании эти окна или их нужно организовать?
Вот пример нескольких стратегий.
Сколько можно учиться:
- каждый день по 20-45 минут,
- раз в 2-3 дня по часу-полтора,
- 1 раз в неделю по 1,5-2 часа,
- 1 раз в 2 недели по 1.5-3 часа.
Когда можно учиться:
- ранним утром (однажды я начала на 30 минут вставать раньше и уделяла это время обучению);
- днём (в интервалах между основной работой);
- вечером после основной работы;
- по выходным.
На своём опыте я убедилась, что время на обучение должно быть продумано и прописано в расписании, иначе есть большая опасность слить очередной курс.
Планируем бюджет на обучение
Да-да, тема щекотливая, и здесь решение за вами. Сначала заработать, потом потратить или, наоборот, инвестировать в своё развитие, а потом заработать. Если вы решаетесь на обучение в кредит, должны чётко понимать, что это того стоит и результаты будут оправданы. Знаете, сейчас такой выбор образовательных программ, и далеко не всегда высокая цена говорит о хорошем качестве. Возможно, именно ваше обучение лежит в более низком ценовом сегменте, и именно оно выведет вас на нужный результат.
Выбираем «то самое» обучение
На что будем смотреть?
- Кто автор, эксперт программы или какая школа запускает курс.
- Рекомендации, отзывы, результаты других учеников.
- Модель обучения (длительность, темп, загруженность, синхронное или асинхронное обучение, есть ли обратная связь, объём знаний, есть ли практика).
- Соответствует ли это вашим критериям.
Последние 2 пункта, пожалуй, самые важные. Если они не учтены, первые два не имеют никакого смысла.
Кто как не вы знаете себя лучше других. Вот и спросите, что вам важно, чтобы было в обучающей программе. Если обратная связь, поддержка автора или куратора имеет первостепенное значение, возможно, полностью автоматизированный курс вам не подойдёт совсем. Если вы напротив сторонник изучать материалы в своём темпе, не любите, когда есть дедлайны, ваш вариант будет асинхронный курс без обратной связи. Часто наблюдаю разочарование от обучения не потому, что курс плохой, а потому что ученик не оценил свои критерии и купил «не своё».
Когда вы выбрали конкретный курс/программу и уже знаете расписание, хорошо застолбить время в своём календаре, тогда с большей вероятностью вы не пропустите живые встречи (если они предусмотрены программой). А ведь именно они отлично поднимают мотивацию.
Можно ли учиться на нескольких курсах одновременно
Я как методист часто задаюсь вопросом: а стоит ли обучаться на нескольких программах одновременно? Для себя нашла такой ответ: можно, если один курс из профессиональной сферы, а второй параллельно из области саморазвития. Очень ценны могут быть курсы и тренинги, где вы растёте как профессионал, но при этом и расширяете диапазон своих личностных качеств. Так, например, тренинг «Путь возможностей» объединяет в себе обе эти сферы: это тренинг-исследование себя с одной стороны, а с другой — освоение маркетинговых азов, так необходимых для своего проекта.
Проходить одновременно две профессиональные программы или два разных курса по саморазвитию или мягким навыкам я бы не советовала. Фокус будет рассредоточен, результат будет не тот, какой хочется получить.
Заключение
И мы с вами, конечно, не роботы. Даже если мы всё продумали, прописали цели и задачи, отвели время в расписании, что-то может пойти не по плану. Каждый методист вам расскажет про кривую обучения, когда практически неминуемо будет спад в мотивации, трудности и откаты. Что поможет справиться? Как повысить самомотивацию? Какие есть приёмы и способы не слиться? И вот об этом мы поговорим в следующей статье. Люблю эту тему и обязательно поделюсь своими находками.
Учиться или не учиться, для меня как методиста вопрос не стоит. Конечно, учиться, только осознанно и продуманно. Чего и вам желаю в новом году.
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.