Основные ошибки в учёте финансов в бизнесе
Какую цель преследует предприниматель? Получить прибыль от своей деятельности. Конечно, сначала он думает о ценности, которую его продукт представляет для целевой аудитории, самореализации, самостоятельности, а потом уже о прибыли. Как считает свою прибыль бизнесмен-одиночка? Обычно поначалу просто кладёт выручку в свой кошелёк и думает, что это его честно заработанные деньги, которые принадлежат только ему. Это ошибка. Какие ещё финансовые ошибки допускают бизнесмены в начале пути, расскажет Павел Головин — эксперт по финансам и учёту в бизнесе, автор курса “Финансы для предпринимателя. Быстрый старт”.
По опросам, проведенным компанией «Бизнес Форвард» в июле 2015 года, 80% владельцев бизнеса догадываются, что с финансами в бизнесе есть какие-то проблемы, но предпочитают закрывать на это глаза.
Самые частые ошибки в управлении бизнес-финансами
1. Управление и принятие решений по «ощущениям»
Это ещё как-то проходило, пока дела шли более-менее ровно, но в сложные времена это ведёт к промахам, которые дорого обходятся. Всё равно что ехать в темноте по ухабистой неизвестной дороге без фар и приборов. Можно, но чревато.
2. Отсутствие или нереалистичное финансовое планирование
Это ведёт к “кассовым разрывам” и упущенным доходам.
3. Незнание реальной прибыльности бизнеса
Путаются деньги, доходы и прибыль. Не используется управленческий отчёт по прибылям и убыткам.
Как в старом анекдоте, когда заяц торговал сторублевками за пятьдесят, а на вопрос «Как дела?», отвечал: «Прибыль не считал, но оборот бешеный!»
Больно осознавать, что несколько месяцев бизнес был убыточным, но обнаруживается это, когда хроническая проблема переходит в острую стадию нехватки денег.
И тогда владелец спохватывается, но маркетинг уже не поможет. Не раз сталкивался с ситуацией, когда обращаются за консультацией по вопросу роста продаж, а простой финансовый анализ показывает, что лучшее решение — фиксировать убытки и бросать это дело, пока ещё что-то остается.
4. Почти нет разницы между себестоимостью и выручкой
И часто проблема в том, что даже при больших объёмах продаж прибыль съедается скидками, нет различия между прибыльными продуктами и убыточными.
Прибыльные направления покрывают убыточные. Ресурсы вкладываются не в развитие прибыльных, а в поддержку убыточных. Без цифр тут не определить.
5. Ошибки управления накладными расходами
Непонимание разницы между обязательными постоянными расходами и управляемыми расходами, такими как: обучение себя и персонала, расходы на маркетинг и продвижение, расходы по оптимизации бизнеса и созданию систем в бизнесе.
Традиционные финансисты всё это считают расходами и стараются сократить, в то время как сокращать нужно убыточные ненужные расходы, а не продуктивные, которые стоит оценивать по отдаче сейчас и в близком будущем.
А многие испытывают немотивированный страх увидеть правду неприглядную, поэтому отказываются считать реальные цифры доходов и расходов.
Что я предлагаю
Чтобы решить, куда и как вам идти дальше, определите сначала, где вы находитесь сейчас.
Задача, как ни странно, довольно непростая. В помощь вам анкета, которая поможет понять, где и что вы упустили, и выбрать те инструменты, что подойдут именно вам.
Финансы — это не ракетостроение. :)
И хотя часто тема учёта финансов в малом бизнесе кажется предпринимателям сложной, скучной, разобраться и поставить под контроль финансы и ресурсы можно быстрее, проще и дешевле, чем кажется.
Павел Головин, эксперт по финансам в малом бизнесе, партнёр Школы развития бизнеса Джея Абрахама
Сайт: smb-finance.ru
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.