“Конкуренция помогает нам становиться лучше”. Интервью с директором языковой онлайн-школы Нариной Багдасарян
Онлайн-школ — сотни. Возможность учить языки, заниматься йогой, консультировать, готовить с помощью образовательных онлайн-площадок уже не вызывает удивления. Но это сегодня, а в 2011 году всё было иначе. Сегодня у нас в гостях Нарина Багдасарян — директор языковой онлайн-школы “Alfa School”, которая появилась на заре онлайн-обучения. Поговорили о том, как искать первых учеников в онлайне, какие способы продвижения можно использовать и как отбирать надёжных преподавателей, к которым потянутся ученики.
Нарина, расскажите, как у вас всё начиналось с онлайн-школой? Наверное, очень смелое было решение в 2011 году?
Все началось в 2011 году, когда я переехала в другую страну. Единственной возможностью вести образовательный бизнес в России стал онлайн-формат. Смелое ли это было решение – не знаю. Я тогда об этом не задумывалась. Просто нашла этот формат максимально подходящим под мою ситуацию и стала с ним работать.
А не было страшно запускаться? Какие-то сомнения терзали? Что помогло это всё-таки сделать?
Запускаться было не страшно. Я рисковала только 1000 долларов, которые я вложила тогда в создание сайта. Всеми остальными затратами были мои силы и время. В режиме 24/7. Можно сказать, что первые пару лет работала на энтузиазме. Дохода практически не было, а работы было невпроворот.
Нарина, а помните, как вы впервые столкнулись с необходимостью продвигать школу в онлайн-среде. Какими были ваши самые первые шаги? Как набирали учеников, по каким каналам?
Самым первым шагом, наверное, как и у всех предпринимателей, которые работают с клиентами через интернет, было CEO-продвижение. Которое, к сожалению, ничего не давало. Продвигались через платную рекламу Google и Яндекс. Таким образом в школу пришли первые ученики. В соцсетях платным продвижением не занимались, это тогда ещё не было популярно.
А как сейчас происходит этот процесс? Какой процент примерно приносит сарафанное радио?
Сейчас мы задействуем различные каналы. Это платное продвижение в соцсетях, оптимизация сайта под поисковики, работа с блогерами, журналистами и лидерами мнений, размещение рекламы на сайтах-партнерах и так далее.
Достаточно серьезный поток идет через «сарафанное радио». Это сложная, но очень благодарная работа. Сложная, потому что идёт игра в долгую. Нужно постоянно поддерживать высокий уровень услуги (качества преподавания) и сервиса (работы менеджеров). Тогда, постепенно, у компании растёт узнаваемость и репутация. Довольный клиент всегда посоветует ваш сервис близким и друзьям и будет рассказывать о положительном опыте взаимодействия с вами. Соответственно, клиенты “сарафанного радио” уже расположены к вам положительно и готовы к приобретению услуги. У них, в основном, долгие чеки.
Сколько сейчас человек работает в Alfa School? И сложно ли было масштабироваться?
В настоящий момент мы сотрудничаем более чем с 50 преподавателями. Спрос рождал масштабирование. Это был постепенный процесс. По мере увеличения количества студентов, мы набираем преподавателей. Конечно, есть ещё и сезонность, когда преподавателей не хватает. Но с опытом мы уже понимаем, когда настаёт дефицит, и к этому моменту у нас всегда есть в резерве педагоги.
Сейчас очень много языковых школ. Расскажите, что отличает Alfa School от других образовательных площадок? Есть какие-то отличительные черты, которыми вы гордитесь?
Действительно, языковых школ на рынке сейчас много, намного больше, чем когда мы только начинали работать. Это огромный плюс — конкуренция помогает нам самим становиться лучше. Мы активно занимаемся изучением рынка, стараемся учиться на удачных и неудачных практиках наших коллег. При этом стоит помнить, что оценка действий игроков на рынке с нашей стороны является субъективной.
Некоторые школы делают ставку на унифицированное обучение. Условно, существует платформа, которая построена вокруг определённого учебника, одного или нескольких. Такие занятия хорошо структурированы и заточены таким образом, что, даже занимаясь с разными педагогами, Вы остаётесь в рамках программы. На наш взгляд подобная система оставляет очень мало пространства для маневра, педагог играет роль аппарата по проверке домашних заданий, а обучение сводится к монотонному следованию учебнику. В целом, подобные системы обучения — вещь достаточно новая, а потому не совсем видна их реальная эффективность.
Мы делаем ставку на персональный подход к каждому студенту. Мы выясняем, какие цели и задачи есть у студента, какой уже есть опыт изучения иностранного языка. Если есть негативный опыт, стремимся выяснить, что, по мнению студента, стало причиной провала в прошлом. Это помогает избежать подобных ошибок в настоящем и будущем.
Для каждого студента наши преподаватели и методисты составляют отдельную программу. Она зачастую строится на комбинации нескольких учебных пособий, с выборкой заданий, направленных на развитие определенных навыков. Отсутствие унификации позволяет нашим преподавателям варьировать программу, подстраиваясь под нужды каждого конкретного человека.
Всё это не было бы возможным, если бы не наши преподаватели. Одной из наших сильнейших сторон является наш конкурс для педагогов: только 1 из 70 кандидатов попадает в наш коллектив.
Ого! Какой конкурс.
Да, мы сознательно не берём на работу студентов, а также людей, просто знающих иностранный язык.
Следует обратить внимание, что мы — небольшая школа, и это наш сознательный выбор. Безусловно, мы демонстрируем постоянный рост, но предпочитаем делать ставку именно на качество услуг. Философия проста: хорошо работать с десятью учениками лучше, чем халатно с тысячей. Это позволяет нам тщательнее подходить к каждому отдельному клиенту, и они чувствуют это и отвечают нам своей лояльностью.
Нашла информацию, что вы обучаете 9 языкам. Расскажите о поиске преподавателей. С какими трудностями вы сталкиваетесь при подборе?
Сейчас мы обучаем уже 11 иностранным языкам, плюс русскому для иностранцев. От принятия резюме до первого урока проходит немного времени. Обычно неделя-две. За это время преподаватель проходит у нас несколько этапов собеседования: выполнение тестового задания на знание языка, собеседование на иностранном языке, затем на русском языке, проведение демо-урока.
А вот поиск преподавателей — это долгий процесс. Самая главная трудность в подборе кадров — найти квалифицированного опытного преподавателя, умеющего интересно обучать языку. Предложений много, но качество страдает. Поэтому мы по крупицам собираем ценные кадры и очень гордимся нашим преподавательским составом.
Каким критериям должен отвечать педагог, чтобы попасть к вам?
Основной критерий — иметь профильное лингвистическое образование. Если итальянская домохозяйка решила вдруг удариться в преподавание, то у неё нет шансов попасть в нашу команду. Только профессионалы! Кроме того, человек должен отлично говорить на преподаваемом языке. Сапожник без сапог — не наш случай.
На собеседовании бывают случаи, когда преподаватели читают ответы. Если есть подозрение, что язык не беглый и есть затруднения, это не наш человек. У нас есть требование к собеседованию — пробный урок. Урок должен быть интересным, не только полезным или насыщенным, а именно, интересным. Чтобы занятие пролетело быстро, ярко, разнообразно.
Расскажите о каналах продвижения школы. Сайт, Инстаграм, бизнес-страница в Фейсбука — что-то ещё есть?
Каналы продвижения школы по сути совпадают с рекламными каналами: сайт, Инстаграм-страница, Фейсбук-страница, Ютьюб, работа с образовательными сайтами-партнерами. Размещение на Гугл и Яндекс картах с максимально полной информацией (это хорошо влияет на ceo-продвижение), информация о компании на различных справочных порталах.
А как работаете с блогерами и инфлюенсерами? Я видела, у вас есть программа для амбассадоров бренда. Какие там условия?
Конечно, мы современная школа и стараемся быть в тренде. Работаем с блогерами и лидерами мнений уже несколько лет.
Обычно мы находим их сами и делаем предложение, но недавно запустили программу для амбассадоров. Сейчас делаем рекламу этой программы, отправляя желающих на посадочную страницу. Поэтому, если есть блогер, который хочет учить иностранный язык бесплатно и писать об этом опыте, а мы о нём не знаем, то через эту рекламу он может о нас узнать и заполнить заявку.
Основное условие максимально простое: блогер изучает у нас иностранный язык и делает посты в своих пабликах. Частоту занятий, постов и дополнительные условия мы уже индивидуально обсуждаем с каждым блогером отдельно.
А сами вы блог ведёте?
Отдельного блога в рамках сайта у нас нет. Все статьи мы публикуем в наших пабликах в Фейсбуке, ВКонтакте и Инстаграме.
Кто в компании занимается контент-маркетингом в целом? А придумывает форматы контента кто? Пишет тексты и снимает ролики? Кто утверждает то, как будет звучать бренд школы в социальных сетях?
Решения по общей концепции бренда и направлению его движения принимаю я. Контент-маркетингом у нас занимается отдельный сотрудник, квалифицированный в этой области.
Нарина, сколько времени в день вы посвящаете делам школы? Удаётся ли делегировать процессы, или вы предпочитаете держать всё в своих руках?
Первые 4 года всё держала в своих руках. Сейчас это физически невозможно. Не хватит даже 24/7, чтобы всё успеть. Поэтому в нашей команде как и в любой нормальной компании у каждого сотрудника свой фронт работ. Никто никому не мешает.
Реализация и ведение крупных задач распределены между ключевыми сотрудниками. Можно сказать, что в школе вертикальная структура управления.
А что ещё за кадром у директора “Alfa School”? Из чего складывается ваш обычный день?
Обычный день состоит из работы и ещё тысячи бытовых мелочей: семья, школьные уроки ребенка, работа по дому, спорт, встречи с близкими и друзьями, прогулки в парке с семьей.
У вас вполне успешно обучаются сотни людей. А сами вы учитесь чему-то онлайн? Можете рассказать о последних курсах/тренингах/программах, которые прошли?
Да, я посещаю различные онлайн-тренинги и мастер-классы по интересующей меня тематике — это маркетинг. Да, и конечно, в своей же школе изучаю языки).
Давайте немного о планах на будущее поговорим. Чего вам сейчас не хватает для дальнейшего развития проекта? К каким цифровым показателям вы стремитесь в развитии онлайн-школы?
Не хватает только времени). Хотя кажется, что силы и время распределяю рационально, но всё равно уверена, что и над этим можно поработать. Например, оптимизировать трудозатраты, делегировать часть работы, отбросить ненужную шелуху и точечно сфокусироваться на глобальных задачах.
Вы верите в то, что за онлайн-обучением будущее? Или рассматриваете его как дополнительную возможность освоить точечные навыки?
Конечно, и это уже не будущее, а настоящее. Абсолютно всё переходит в онлайн: от покупки продуктов до мебели. Само собой обучение: от иностранных языков до йоги, от развивающих занятий для малышей до получения высшего образования. Люди будут полностью переходить на онлайн-обучение: это удобно и доступно в любом месте.
Нарина Багдасарян, директор языковой школы “Alfa School”
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.