Что такое бренд и нужен ли он малому бизнесу?
Бренд – понятие, которое вместе с близлежащими “нишей”, “торговой маркой”, “УТП” и “позиционированием” создают в головах начинающих предпринимателей хорошую такую наваристую кашу. Отсюда появляются высказывания вроде “надо зарегистрировать бренд” или “малому бизнесу бренд не по карману”.
Предлагаю провести операцию “антикаша” и поговорить о том, что же такое бренд и может ли он вырасти в небольшом проекте.
Что такое бренд и личный бренд?
Термин “бренд” сейчас употребляют кто во что горазд. Чаще всего как замену понятия “торговая марка”, что на самом деле неверно.
Давайте проведем аналогию. Вот родился ребенок, ему дали имя. Например, Василий Иванович Чапаев. Вот у нас есть продукт, который мы назвали “Кока-кола” – у него просто есть название.
Любящие родители младенца Василия Ивановича отправились в ЗАГС, где зарегистрировали его имя и получили свидетельство о рождении. А название товара несут в Роспатент и там регистрируют – так получается торговая марка “Кока-кола”.
Вот наш Василий Иванович вырос и стал знаменитым человеком, то есть приобрел определенную репутацию. Спросишь – кто такой Чапаев? Сразу все знают. Это – личный бренд. Если наш продукт стал тоже узнаваем и любим, и все знают, что такое “Кока-кола” – это бренд.
Может ли продукт стать брендом без регистрации торговой марки?
Да, чисто технически – может. Ваш продукт или компанию могут узнать и полюбить все вокруг, даже если вы не зарегистрировали ТМ, а просто продвигаете ваш продукт или компанию. Правда, есть вероятность, что найдутся люди, которые украдут ваше название: пойдут и зарегистрируют его в Роспатенте сами. Если такое случится, продавать товар под раскрученным именем смогут те, кто его зарегистрировал, то есть злоумышленники. Вы же останетесь ни с чем.
Зато если вы частный специалист и строите личный бренд, то есть рaскручиваете ваше собственное имя – его точно никто не украдёт. И это приятный бонус развития личного бренда.
Бренд – это то, что известно всем?
Нет. Бренд – это не обязательно то или тот, что или кого знает вся страна. Бренд может быть известен в узких кругах. Например, если вы делаете детали для тракторов “Беларусь” – обыватель вас не знает. Но производители тракторов “Беларусь” знают вас очень хорошо. А если вы ведёте тренинги для юридических компаний, то прочие компании вас не интересуют.
Таким образом вы можете быть брендом в узкой нише.
Если у вас есть бренд – вас все любят?
Нет, не все. У брендов есть как поклонники, так и противники. Одни пьют только чай “Ахмад”, а другие терпеть его не могут. Одни хотят закaзать дизайн только у студии Артемия Лебедева, другие лишь бы не у него. И это нормально. Наличие противников – тоже признак бренда.
Можно ли работать без бренда?
Да! Брендами становятся далеко не все. От начала работы проекта до становления бренда может пройти очень много времени. Вы прекрасно можете прoдавать, если у вас нет бренда, но есть четкое позиционирование и сильное предложение, в идеале УТП.
Может ли микропроект стать брендом?
Однозначно да. Интенсивное революционное взращивание бренда требует серьёзных ресурсов, как финансовых, так и человеческих. Но эволюционный путь развития бренда вполне доступен любому, как очень маленькому бизнесу, так и фрилансеру или частному специалисту. Впрочем, об этом мы уже как-то писали:)
Как вы считаете, а ВЫ – бренд? :)
***
Мария Губина, автор проекта “Маркетинг с азов”, тренер, бизнес-консультант
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.
Здравствуйте, Мария! Спасибо за статью! Брендом себя не считаю, пока. Ведь это понятие отображает еще и временнЫе затраты на формирование. А каков он, этот эволюционный путь личного бренда для фрилансера? Из каких этапов он состоит и с чего стоит начать?
Нужно время, это верно. А по поводу этапов формирования личного бренда – думаю, мы напишем отдельную статью на эту тему.
О! Спасибо! Буду ждать!
Про Чапаева понравилось. Вот умеете же объяснить так, чтобы абстрактное понятие сразу встало в голове на своё место!
Спасибо за комплимент:)