Краудсорсинг: как решать бизнес-задачи эффективно?
Многие руководители привыкли отдавать выполнение отдельных задач на аутсорсинг. Так разработкой сайта и его дизайном занимается агентство, которое специализируется именно на создании сайтов; контекстную рекламу ведет другая компания; разработку софта, который используется для контроля за торговыми представителями, берет на себя третье агентство.
Аутсорсинг стал частью бизнес-процессов, клиенту лишь остается корректно поставить техническую задачу, найти соответствующего подрядчика и следить за выполнением работы.
Благодаря развитию информационных технологий и коммуникаций в последнее время появился еще один способ решения задач – краудсорсинг.
Смысл краудсорсинга и его преимущества
- работы осуществляет не один человек и не студия, а группа людей, не связанных между собой;
- обычно работы проводятся удаленно, поэтому нет территориальной привязки;
- можно привлечь много людей, что позволяет реализовывать масштабные проекты;
- значение имеет только результат.
Сферы, в которых удобно использовать краудсорсинг
- Бизнес
Краудсорсинг актуален для реализации бизнес-задач: например, разработка сайта, логотипа, софта, создание афиши, контента, рекламной акции или аудио- и видеопродукта, проведение исследований, опросов и тестирования продукции.
- Социальные проекты
Также краудсорсинг подходит для решения социальных задач: поиска людей или составления карт пожаров.
- Политика
С помощью краудсорсинга можно проводить голосования, опросы и общественные обсуждения государственных инициатив.
Число краудсорсинговых платформ растет с каждым годом, они становятся масштабнее, удобнее, позволяют находить решения как личных задач, так и рабочих.
Главный плюс краудсорсинга, особенно важный для бизнес-проектов, – это ориентация на результат. Сам процесс, известность и регалии исполнителя, страна проживания и опыт работы не имеют значения.
Действительно, какая разница, кто придумал замечательное название для вашего проекта, отразив все ваши пожелания, – парень из Хабаровска или из Самары? И совершенно не важно, что логотип, который вы видели только в мечтах, воплотила девушка из Гамбурга, вдохновившись вашим продуктом и идеей. Краудсорсинг позволяет наиболее продуктивно решить поставленную задачу, совмещая ресурсы множества не связанных между собой людей, их идеи, воображение и интеллект.
Приведем конкретный пример применения краудсорсинга для решения бизнес-задачи, например, разработки логотипа.
Российские компании привыкли искать исполнителя через базы фрилансеров. Но ведь это довольно рискованно: даже при наличии хорошего портфолио дизайнер может выполнить задачу откровенно слабо, пропасть, отказаться от завершения работы или потребовать дополнительную плату.
Как работают краудсорсинговые площадки?
Клиент составляет техзадание, вносит заранее предоплату за создание логотипа, после чего дизайнеры на площадке знакомятся с брифом заказчика, приступают к работе и показывают свои варианты. Клиент может комментировать работы, просить доработать или исправить. После завершения конкурса заказчик выбирает лучшую среди присланных на конкурс работу, победитель высылает клиенту исходники и получает оплату.
В этом случае краудсорсинговая платформа выступает гарантом выполнения взаимных условий для дизайнера и для клиента. Заказчик может быть уверен, что в срок получит готовый результат. А дизайнер, работа которого победит в конкурсе, будет спокоен, что оплата точно будет переведена и без задержек.
Краудсорсинг подходит для разных сфер жизни. Например, в краудсорсинг-проекте «Московская поликлиника» приняли участие 58 тысяч москвичей, высказывая предложения по улучшению системы записи к специалистам и работы поликлиник. А United Launch Alliance применяет онлайн-голосование для выбора названия новой ракеты.
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.
Эта схема очень невыгодна для исполнителей. В лучшем варианте – в конкурсе приняли участие десятки исполнителей, а оплату получил только один. В худшем – компания-заказчик получает десятки вариантов, которые потом может использовать по своему усмотрению.
Тут я с вами согласна. Хотя для наработки портфолио – в самый раз. И для крупных тендеров на интересные заказы, потому что фактически это тендерная система.