Про каталог, бизнес-задачи и резиновые сапоги
Бывают такие вещи, которых не делаешь просто потому, что не делаешь – долго, сложно, недосуг, есть другие дела. Вот у меня есть пример, далёкий от бизнеса.
Как вы, возможно, знаете, я уже почти два года живу в очень маленьком городке с населением около 30 тысяч. Дороги здесь не то чтобы плохие, а местами вообще отсутствующие. Это касается не только автомобильных, но и человеческих путей. В сезон слякоти, который длится с октября по январь, а потом с февраля по апрель, ходить в приличной обуви без сожаления можно только по главной улице города. Да и то.
Уже скоро возвращаться в цивилизацию, в Питер, а я (за два-то года) так и не собралась купить себе резиновые сапоги. Потому что вот. Потому что в местных магазинах – некрасивые, неудобные, заказывать по почте – с размером ошибешься. Доехать до райцентра купить – да других же дел полно. Или забываешь как-то.
Вчера я села в машину, поехала в большой магазин и купила резиновые сапоги. Чего тянула два года? Не знаю.
Как и в других подобных историях из обычной жизни, примерно на этом месте наступает время сказать: “Вот так и в бизнесе” :)
Вот так и в бизнесе: есть вещи, про которые мы давно знаем, что они нужны. Но нам кажется: еще немного можно подождать и не делать. Нам кажется: тут слишком много работы, надо отложить до лучших времен, когда я буду посвободнее. Нам кажется: это дороговато для меня сейчас, а вот через месяц (полгода, год) – я точно сделаю. Нам еще много чего кажется, а задачи меж тем откладываются и откладываются.
Для нас… Ну ладно, команда моя не при чем :) Для меня такой задачей было создание на сайте каталога вебинаров. Я провела и записала несколько потоков тренингов. В большей части каждый вебинар – это самостоятельный полезный материал. Я провела и записала энное количество отдельных вебинаров – часть выложена в бесплатном доступе, но не все. Меня периодически спрашивали о том, можно ли получить информацию по такому-то вопросу (чтобы не на частную консультацию идти, а как-то более экономично). Можно ли купить отдельно вебинар с тренинга. Можно ли сделать дополнительный вебинар на такую-то тему.
Можно. Мы обещали открыть каталог еще в феврале. Но ведь каталог, даже такой компактный, как у нас – это на самом деле куча работы. Это собрать все вебинары – что выкладываем, что не выкладываем, что надо переписать и улучшить, к чему добавить допматериалы, что пока отложить. Нужно было сделать описания. Нарисовать обложки – а еще понять, как это сделать, чтобы обложки были в одном стиле, но не сливались друг с другом. Определиться с ценами (хотя это в итоге оказалось самым простым, математически решаемым пунктом списка). Нужно было еще сделать для каждого вебинара работающие кнопки покупки. Ну и всё это выложить на сайт.
И, несмотря на то, что я в свое время сделала для работодателей несколько каталогов, я как-то сдулась. И примерно до середины лета каталог был отложен в долгий ящик. Ведь было еще много очень срочных дел.
С каталогом, как и с другими объемными бизнес-задачами – нельзя поступить как с резиновыми сапогами, просто взять и сделать. Мелкие задачи решаются таким образом, но не массивные. Мне на помощь пришел тайм-менеджмент, его классический прием с разрезанием слона на куски. Причем я даже не делила разработку каталога на мелкие задачи. Мне было достаточно определения самого первого шага: сделать в google.docs табличку, записать туда все имеющиеся вебинары, и туда же сложить все материалы: описания, обложки – всё что имелось на тот момент к каждому вебинару. И вот этот первый небольшой шаг уже можно было взять и сделать.
Табличка сработала. Я “увидела” каталог целиком. Остальные задачи определились сами собой. Часть я делегировала, часть сделала сама. И каждую из задач можно было откладывать, а можно было – брать и делать.
Каталог пока не идеален. Я знаю, что еще надо в нем сделать, чтобы было удобнее и красивее – это понимание пришло уже в процессе работы. У меня не готовы несколько мини-тренингов и комплектов вебинаров, которые я обязательно хочу добавить.
Но, вспоминая цитату из “REWORK”: “Когда ваш продукт или услуга готовы к употреблению? Когда вам стоит начать их продавать? Когда можно дать людям возможность пользоваться ими? Вероятно, гораздо раньше, чем вам кажется. Как только ваш продукт делает то, что он должен делать, покажите его рынку. То, что у вас по-прежнему остается список незавершенных дел, не означает, что продукт не готов. Не надо все задерживать из-за того, что вам осталось дошлифовать детали. Вы сможете сделать это позже. И, очень может быть, лучше, чем сейчас.”
Поэтому сразу после тренинга по маркетингу для фрилансеров, который сейчас идет, я отправлюсь шлифовать детали:) А сейчас я уже приглашаю вас в КАТАЛОГ. Это и в самом деле веха в истории нашего проекта.
! Пожалуйста, если что-то не работает или вы нашли опечатки – напишите мне на maria@azconsult.ru!
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.