Точка в сообщении. Убрать нельзя оставить

Когда вы работаете онлайн, общение с клиентами преимущественно проходит в мессенджерах. При такой коммуникации сложно понять реакцию и эмоции собеседника, вы не слышите интонацию друг друга, не можете считать его мимику и жесты и интерпретируете написанное по своему усмотрению. Как правильно понять собеседника? Если ваш визави — представитель поколения зумеров, обязательно изучите статью, которую подготовила Екатерина Феодоритова, редактор-корректор AZCONSULT.
Примерное время прочтения —  5 минут.


«Совсем их в школе что-ли не учили?» — думает фрилансер, рождённый в Советском Союзе, получив сообщение от клиента-зумера. «И чего так сердиться?» — размышляет зумер, получив безупречный с точки зрения пунктуации ответ. 

Представьте, как обидно будет упустить денежный заказ из-за поставленной или, наоборот, пропущенной точки или запятой. Чтобы не возникало недопонимания с молодёжью, расскажу о том, как общаться на их языке.

Нюансы общения в мессенджерах

В отличие от традиционной деловой переписки общение в мессенджерах имеет ряд особенностей:

  • Сообщения предполагают быстрый ответ, у вас мало времени для формулировки.
  • Общение дружелюбное, часто неформальное, на «ты», что бывает трудно принять людям старшего поколения.
  • Активно используются эмодзи, стикеры и модные текстизмы, о них рассказ ниже.
  • Принято опускать точки и запятые для экономии времени, что может выглядеть, как неуважение, но таковым не является. 

Почему зумеры не любят ставить точку в сообщении?

Ученые из Бингемтонского университета под руководством профессора психологии Селии Клин провели масштабное исследование восприятия студентами коротких текстовых сообщений. Было доказано, что привычные знаки препинания, такие как точка, многоточие и восклицательный знак, стали выполнять новую функцию — передавать эмоции.

Среди молодёжи не принято ставить точку в конце сообщения, её заменяет значок «Отправить» или клавиша Enter. Такое предложение выглядит нейтральным, просто передаёт информацию. А сообщение с точкой воспринимается как холодное, неискреннее, а иногда даже агрессивное. Увидев её в конце, молодой человек подумает, что вы недовольны и хотите побыстрее закончить с ним разговор.

Если же надо показать позитивный настрой и оптимизм, не скупитесь на восклицательные знаки и эмодзи, они это любят.

Проиллюстрирую примером:

Сообщение «Спасибо.» может быть воспринято зумером как сарказм — «Ну спасибо, наворотил ты дел, мне разгребать теперь…»

«Спасибо» — нейтральное, знак вежливости.

«Спасибо!» — вы очень довольны результатами вашего сотрудничества.  

Модные текстизмы — их «секретный язык»

В общении в мессенджерах молодые люди часто используют модные англоязычные текстизмы. Вот некоторые из них:

  • LOL — laughing out loud — выражение смеха в письменной форме.
  • OMG — Oh My God — о боже мой.
  • ASAP — As Soon As Possible — чем скорей, тем лучше.
  • FOMO — fear of missing out — страх упустить что-то важное.
  • NSFW — not safe for work — предупреждение, это небезопасно (для работы)
  • LMK — let me know — дай знать.
  • RN — right now — прямо сейчас.
  • THX — thanks — спасибо.
  • BRB — be right back — убегаю, скоро вернусь.
  • B2W — back to work — вернулся, я на работе.
  • ?4u — question for you — вопрос к тебе.
  • IMHO — in my humble opinion — по моему мнению.
  • IDK — I don’t know — я не знаю.
  • CUL8R — see you later — увидимся позже.
  • XOXO — hugs and kisses — обнимаю, целую. 

Стоит ли использовать их в общении? Надо учитывать контекст, возраст и культуру вашего собеседника. В деловой переписке между заказчиком и исполнителем вряд ли, но при более неформальном общении допустимо. 

Как общаться с зумерами

  1. Важно соблюсти баланс между формальностью и дружелюбностью. На мой взгляд, обилие смайлов и восклицательных знаков в деловой переписке выглядит странно, может быть расценено как заискивание перед клиентом, неуверенность в себе. Но и холодный, официальный тон может отпугнуть потенциального молодого клиента. 
  2. Грамотность никто не отменял, но точку в конце неформального сообщения можно не ставить.
  3. Чтобы избежать недопонимания, задавайте уточняющие вопросы, используйте вежливые этикетные междометия:

Сравните:

— «Сделай это к завтра. Ок?» (резко, неясно)  

— «Пожалуйста, подготовь это завтра к 15 часам. Всё ок? 😊» (ясно, дружелюбно)  

— «Я подумаю…» (неуверенно, расплывчато)  

— «Дай мне время до вечера, уточню и отвечу!» (конкретно, позитивно)

  1. Перечитывайте сообщения перед отправкой. Убедитесь, что вас правильно поймут. Если сомневаетесь в восприятии, можно добавить пояснение, например: «Шучу 😄».

Как влияют тренды в общении на русский язык?

Казалось бы, причём тут переписка в мессенджерах и правила. Но дизайнеры, среди которых немало молодёжи, всё чаще рекомендуют убирать «лишние» точки на лендингах, аргументируя, что они затрудняют восприятие текста. Новые веяния стали влиять на редакционную политику компаний. Так, компания МТС в обновленной редполитике рекомендует отказаться от «лишних» точек как в конце абзацев, так и при оформлении элементов списка. 

Конечно, вряд ли такие нововведения в ближайшее время изменят литературную норму и закрепятся в правилах. Но лингвисты внимательно отслеживают тренды и пополняют словари новыми словами. В статье «Топ-9 ресурсов для проверки текста» рассказываю, где можно увидеть эти изменения, освежить в памяти правила и уточнить правописание.

Читайте больше полезных материалов в Сообществе «Azconsult | Растим и продвигаем микробизнес» и Телеграм-канале.

Екатерина Феодоритова,

редактор-корректор AZCONSULT 

ВКонтакте

Телеграм 

Добавить комментарий

20 − 15 =