Как правильно ставить цели? Постановка целей по SMART
Иногда мы ставим цели по принципу “я хочу”. Хочу заработать больше, открыть бизнес, хочу стать знаменитым и остров в Тихом океане. Однако реализация цели во многом зависит от того, насколько правильно вы её сформулировали. Технология SMART достаточно известна. Но когда я провожу вебинары о целеполагании, многие участники слышат о ней впервые. А значит эта статья должна была появиться. В конце концов, мне надо давать ссылку на что-то людям, которые спрашивают: “а что такое смарт?” :)
Итак, SMART – это аббревиатура пяти признаков корректно поставленной цели.
Правильная цель должна быть
- Specific – конкретной
- Measurable – измеримой
- Achievable – достижимой (лично вами)
- Relevant – согласованной (с другими сферами жизни; иногда ещё пишут Realistic, реалистичная)
- Timely – определенной по времени
Приведу примеры.
Цель должна быть конкретной и измеримой
Мне хотелось бы выучить иностранный язык – цель очень абстрактная. Даже и не цель, а так, пожелание. Выучивать 50 английских слов в день, чтобы сдать такой-то экзамен – цель конкретная и измеримая. Я хочу получать больше денег – цель не конкретная. Потому что если вы получаете 10 000 рублей в месяц, то 10 001 рубль – это уже “больше денег”. Я хочу через год получать на 20 000 рублей в месяц больше, чтобы оплачивать съёмную квартиру – это уже конкретная и измеримая цель.
Цель должна быть достижимой, и достижимой лично вами
Вырастить проект с нуля за один год до трёх миллиардов долларов в месяц – это для большинства микропроектов недостижимая цель. Если, конечно, вы не открыли у себя во дворе месторождение нефти :). Если у вас крошечный проект, вы вяжете шапочки или пишете seo-тексты, или открыли интернет-магазин детской одежды, выйти на такой серьезный оборот на практике вряд ли возможно. Не надо ставить недостижимых целей. Скажем, вы не можете стать космонавтом, если вам 70 и у вас третья группа инвалидности.Верить в возможность реализации такой цели – только вгонять себя в депрессию. А вот стать космическим туристом – почему нет? Возможно, для этого будут не такие жёсткие ограничения по возрасту и здоровью.
При этом именно у вас должны быть ресурсы для достижения поставленной цели
Достижима ли цель “выйти замуж за принца”? Да, если у вас есть ресурсы на её реализацию. Вы можете выучить иностранный язык, поехать поступить в Гарвард, встретить там принца, применить к нему всё своё обаяние и выйти за него замуж. Тогда это цель, на которую есть ресурсы лично у вас. Если же у вас есть какие-то ограничения, скажем, по здоровью, которые помешают вам совершить всё изложенное выше, тогда не надо ждать, что принц приедет сам или его кто-то привезёт к вам. Цель не достижима.
Цель должна быть согласованной с вашей остальной жизнью
Во время постановки цели вы должны всё тщательно обдумать. Например:
- хотите ли вы работать в таком ритме, какого требует достижение цели, будете ли вы от такой работы счастливы;
- если у вас есть дети, не будут ли они ущемлены, или надо скорректировать вашу цель;
- если у вас есть какой-то другой проект или другая работа, будете ли вы успевать заниматься и тем и другим.
И так далее. Например, у меня есть копирайтинг-агентство. Я вижу перспективы его развития, я знаю, как его вырастить больше, ну и вообще мне достаточно хорошо понятно, что с ним делать, чтобы оно через год стало большим-пребольшим. НО!
- У меня есть тренинговый проект «Маркетинг с азов». Мне он интереснее, чем агентство, и в первую очередь я выставила цели на год по нему. Я понимаю, что растить тренинговый проект и агентство одновременно я не смогу.
- У меня есть семья, которая требует внимания. Поэтому я не могу работать круглосуточно.
- К тому же в следующем году я хочу в очередной раз переехать из города в город, на это тоже уйдёт достаточно много времени, сил и денег.
Потому интенсивный рост агентства для меня сейчас невозможен. То есть цель-то измеримая, достижимая, ее реализация зависит от меня, но она не согласуется с другими сферами жизни. Поэтому такую цель я ставить не буду. Но выставлю по агентству какие-то промежуточные цели, которые точно смогу реализовать.
Цель должна быть определённой по времени
Цель без конкретной даты – это не цель, а мечта. Если вы хотите открыть бизнес по продаже детской одежды и зарабатывать на нём 100 тысяч в месяц, но не знаете, когда вам это нужно – вы не сможете делать конкретные шаги к достижению этой цели. А вот если вам нужен этот бизнес и эти деньги (и какие-то другие показатели) через год (два, пять) – можно начинать планировать и идти к цели прямо сейчас.
Подумайте, соответствует ли ваша цель этим пяти условиям? Можете поделиться в комментариях. Если есть сомнения – можно тоже писать в комментариях, я попробую помочь. И удачной вам реализации даже самых амбициозных целей!
И не забудьте скачать вебинар чуть ниже.
Мария Губина, автор проекта “Маркетинг с азов”, бизнес-тренер, консультант, коуч
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.