Как создать концепцию своего онлайн-курса
Разработка онлайн-курсов — модный тренд. Но в то время как одни смело генерируют продукт за продуктом, другие долго не решаются написать хотя бы структуру. Боятся и прокрастинируют годами, а потом ругают себя за бездействие. Методолог онлайн-курсов Елена Куклина предлагает отложить страх в сторону и начать с разработки концепции. В этой статье она пошагово объясняет, как это сделать. Примерное время на прочтение — 18 минут.
Разработка онлайн-курсов: 3 простых шага, которые помогут начать работу
9 вопросов, которые важны для создания концепции
Подытожим
Один из самых частых страхов экспертов-практиков, мечтающих создать свой онлайн-курс, — это страх неудачи: я не знаю, с чего начать, это очень масштабно и сложно, не понимаю всей системы и боюсь ошибиться…
Оговорюсь, здесь речь не о тех, кто верит обещаниям «зарабатывать миллионы, создав курс на коленке». У них как раз сомнений нет. Я о тех экспертах — глубоких и вдумчивых, — которые понимают, что качественный продукт невозможно создать за два часа.
Эта статья будет полезна тем, кто уже давно мечтает о своём курсе, но не знает, с чего начать. Кто уже много знает и умеет, но не понимает, как упаковать всё это в чёткую структуру обучающего продукта.
Разработка онлайн-курсов: 3 простых шага, которые помогут начать работу
Прежде чем мы пойдём дальше, хочу сказать, что разработка онлайн-курсов предполагает не только создание обучающего контента. Важны продуманная структура и логика, которые подчиняются законам и принципам педагогики и психологии обучения. А также обучающая среда, в которой люди будут учиться с удовольствием, доходить до конца, продолжать обучение на других ваших курсах и от чистого сердца рекомендовать их своим друзьям и коллегам. И тут поможет грамотно продуманная концепция онлайн-курса. Следующие рекомендации помогут вам её создать.
Шаг 1. Определяем цель
Разработка онлайн-курсов начинается с определения цели. Честно ответьте себе, зачем вам нужен собсвенный курс. Возможно вы хотите:
- увеличить доход — хочу уже наконец больше зарабатывать;
- перейти в онлайн-формат (пандемия, удаленка и пр.);
- трансформировать индивидуальную работу с клиентами (сужение, углубление) — надоело объяснять новичкам одно и тоже,
- хочу работать с «прокаченными» клиентами;
- расти как профессионал — у всех коллег/конкурентов есть, а у меня до сих пор нет.
Вы можете добавить свои пункты. И знайте, правильного ответа здесь нет. А честная и чёткая формулировка цели станет основой для составления маршрута. Когда знаешь «зачем», становится ясно «как».
Шаг 2. Определяем тему курса
Эксперту часто сложно выбрать какую-то одну тему. Ему хочется рассказать всё, ну или почти всё, что он накопил за 10-20 лет в профессии. В этом случае я советую следующее:
- Выберите «самое горячее» для своих клиентов. Тут можно отталкиваться от своего опыта или прямо с спросить у своей аудитории. Допустим, вы как учитель иностранного языка можете преподавать и грамматику, и разговорный английский, можете готовить к ЕГЭ или к TOEFL. А можете, проведя небольшое маркетинговое исследование, узнать, что подготовка к собеседованию в иностранную компанию более актуальна для вашей аудитории. И уже исходя из этой информации разработать короткий курс, внутри которого вы сможете методически грамотно «вызвать интерес» к другим вашим продуктам: индивидуальной работе, отработке произношения или грамматики.
- Возьмите тему, которая «драйвит» вас как профессионала. Возможно, она не так востребована аудиторией, но достаточно актуальна, чтобы найти учеников на первый запуск. Этот подход поможет экспертам, начинающим свой путь в онлайн-обучении, подчеркнуть свои сильные стороны и спрятать слабые. Протестировать себя как преподавателя и не выгореть. Ваша энергетика и горящие глаза, ваша экспертность и опыт сбалансируют разницу компетенций: уметь что-то делать самому и научить этому — две большие разницы.
Приведу в пример преподавателя английского языка AJ Hoge. Он отказался от преподавания в классическом смысле слова и предлагает только три авторских асинхронных курса для самостоятельного изучения: курс по произношению, коммуникативный курс для продвинутых и курс по бизнес-английскому. При этом AJ Hoge ведёт канал на Ютьюбе с 1,6 млн. подписчиков и клуб по подписке.
Да, сейчас он успешен. Но начинал так же, как и все мы — с поиска себя. Долго шёл к пониманию и принятию идеи — оставаться собой, постоянно улучшать свои профессиональные компетенции и работать в удовольствие. И да, его харизма, энергетика и методика подойдёт не каждому. О чём он регулярно повторяет в прямых эфирах и подкастах. Как и главный свой девиз — Just do it!
Шаг 3. Определяем свои ресурсы
ВременнЫе. Работа над созданием и запуском онлайн-курса потребует полного погружения. Определите оптимальные конкретно для вас сроки и поставьте создание курса в приоритет.
- Личностные. Осваивать новые компетенции нелегко. Найдите и подготовьте занятия для отдыха и источники восполнения ресурсов. Пусть это будут привычные дела: кто-то любит спорт, кто-то вязание или сериалы, встречи с подругами или шопинг. Да мало ли у нас возможностей, правда? Внесите в календарь эти дела и относитесь к ним как к обязательным пунктам работы над онлайн-курсом. Помните? Если я не в ресурсе, то и мой проект не в ресурсе.
- Технические. Онлайн-обучение невозможно без знаний и умений в цифровом мире. Проанализируйте свои компетенции и создайте курс на базе уже имеющихся и нескольких новых. Если у вас мало опыта в создании видеоконтента — не стоит замахиваться на самостоятельное освоение профессиональных видеоредакторов. Воспользуйтесь простыми и интуитивно понятными сервисами, например, записью с экрана монитора. Если и это пока сложно, может быть, лично вам и вашим студентам подойдёт формат аудио. Запишите подкасты и добавьте к ним тексты с «живыми» онлайн-встречами. Да, это не так круто, как у модных конкурентов, но помните о ресурсах. Изучать сразу всё не получится, и вы забросите свою идею на полпути.
- Финансовые. Решите для себя, будете ли вы самостоятельно разбираться во всём или готовы вложить определённый бюджет в создание и продвижение онлайн-курса? Подумайте, вам нужны разовые консультации специалистов (методолог, маркетолог, таргетолог, дизайнер лендинга и пр.) или разработка курса «под ключ»?
Что касается бюджета, то тут даже приблизительную сумму сложно назвать. Например, консультация у одного специалиста может стоить 1 000 рублей, а у другого 50 тыс. рублей. Сделать лендинг можно за «спасибо» у сына вашей подруги, а можно обратиться в агентство и заплатить за услуги 30 тыс. рублей. А возможно вы маркетолог и львиную долю работы готовы сделать самостоятельно.
Просто помните: разбираться самому — дешевле, но дольше, обратиться к специалисту — быстрее, но дороже. Всё зависит от ваших финансовых возможностей, амбиций, целей и навыков.
Как я уже сказала, правильного ответа нет, все варианты имеют право на жизнь, и только практика покажет, какая стратегия оказалась верной.
Разработка онлайн-курсов: 9 вопросов, которые важны для создания концепции
Чтобы создать грамотную концепцию онлайн-курса, нужно чётко ответить на следующие вопросы. Возможно, некоторые из них потребуют предварительной подготовки, например, изучения ЦА и её потребностей. Но это не повод откладывать работу над созданием онлайн-курса, а лишь «прожектор», подсвечивающий необходимые элементы.
Вопрос 1. Что хочет ваш ученик? Что он хочет на самом деле?
Здесь важно понимать, как он формулирует свой запрос и что вы как эксперт слышите, какую профессиональную задачу видите перед собой.
Например, ученик говорит: «Я хочу похудеть». Для вас это про что? Помочь перестроить систему питания? Или систему тренировок? Или поработать с психологическим состоянием, где похудеть — это видимый, но не основной результат?
Да, ваш ученик говорит так, как может, и так, как понимает свою проблему. Ваша задача — научиться слышать реальный запрос на результат и помочь получить его минимальными усилиями за короткое время. При этом вы как эксперт должны найти такие методические инструменты, которые позволят ученику онлайн-курса:
- получить необходимые навыки;
- закрепить их;
- получить инструменты, которые он сможет самостоятельно применять, если он со временем «вернулся на старые рельсы».
Приведу пример. Мама обращается к психологу: «Не знаю, что делать. Ребёнок не слушается, капризничает, упрямится. Я устала бороться, долго терплю, уговариваю, потом срываюсь, кричу и даже шлепаю. Потом понимаю, что натворила, не могу себя простить. Но он (ребёнок) как издевается, постоянно провоцирует меня. Что делать?»
Психолог «слышит» следующее:
- Мама в истощённом эмоциональном состоянии — нужно это состояние стабилизировать, научить его замечать и управлять им.
- Мама не знает законов возрастной психологии, поэтому делает неверные выводы о поведении ребенка. Нужно кратко рассказать об этом.
- У мамы нет навыков коммуникации с ребенком (причин много, это не задачи данного курса). Нужно дать ей инструменты (личный дневник, шпаргалка для мамы) и научить ими пользоваться.
Как видите, мама пришла с запросом «Что делать с ребёнком?», а психолог «увидел», что работать нужно не с ребенком, а с мамой.
Вопрос 2. Какой главный результат обучения, какие знания, умения, навыки получит ученик в результате обучения у меня?
Как только вы разобрались, что на самом деле нужно вашему ученику, пропишите как можно конкретнее, что нового ему необходимо узнать, как изменится его поведение, какие новые навыки у него появятся. Старайтесь избегать подхода «впихнуть невпихуемое» в один курс. У ваших учеников есть конкретный запрос — именно его и нужно удовлетворить.
Хотят ваши ученики научиться грамотно писать резюме и успешно проходить собеседование на иностранном языке, не надо начинать курс с артиклей или прошедшего времени.
Если же вы как эксперт видите, что проблема шире и глубже, например, ученикам просто необходимо «прокачать» грамматику, ваша задача очень тонко и методически грамотно вызвать интерес. Чтобы ученик сам задал себе вопрос, а что там за поворотом? Но уже в другом вашем курсе.
Вопрос 3. Кто ваши ученики, кого вы будете учить?
Разработка онлайн-курсов включает в себя и изучение своей аудитории. В идеале вы уже посмотрели на свою ЦА глазами маркетолога, изучили её потребности и возможности. В процессе создания концепции онлайн-курса информация об учениках рассматривается немного в другом ракурсе. На этом этапе вам нужно понять:
- как говорить с учениками;
- какие форматы обучения им подходят или не вызывают сложностей в освоении;
- в каком часовом поясе они живут, если ваши занятия идут live;
- какой опыт онлайн-обучения у них сформировался: позитивный или негативный;
- как они учатся: предпочитают короткие курсы или долговременное погружение, индивидуальный или групповой формат.
Вопрос 4. Какой опыт по теме курса уже есть у ваших учеников?
Вы ждёте начинающую аудиторию? Или аудиторию, которая уже самостоятельно что-то изучала на просторах интернета, но в качестве этой информации приходится сомневаться? Или же вы предпочитаете иметь дело с опытными пользователями, которые хотят глубоко разобраться в теме? Какие знания у них уже есть по теме курса?
Вопрос 5. Какие форматы онлайн-обучения вы будете использовать?
Вы планируете проводить вебинары или предложите записанные видеоролики (короткие или длинные)? А может это будет емейл-курс? Или обучение в чат-боте? Марафон?
Выбирая формат, помните о своих ресурсах — есть бесплатные сервисы, а есть дорогостоящие технические решения. А также о желаемом результате обучения и возможностях ваших учеников.
Вопрос 6. Как вы организуете теорию и практику в курсе?
Какие знания теории потребуются слушателям для достижения целей? Как они смогут отработать новые навыки?
Вопрос 7. Как вы узнаете, что обучение принесло результаты? Как вы будете измерять результаты обучения?
В «твёрдых» нишах, где результатом курса становятся профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить с помощью проверки знаний, это может быть практическое задание или тест. А как это сделать в «мягких» нишах? Сюда относятся различные курсы по развитию социальных, интеллектуальных или эмоционально-волевых компетенций, таких как коммуникация, умение работать в команде, взаимоотношения и пр. Как узнать, насколько ученик стал более уверен в себе? Или как улучшились его взаимоотношения с ребёнком? Или удалось ли ему освоить навыки позитивного мышления?
В этом случае помогут артефакты в формате «было — стало». Можно записать видео или аудио тренируемых на курсе компетенций, чтобы увидеть трансформацию от начала обучения к его финалу. Или предложить анкету саморефлексии, например, по шкале от 0 до 10 оценить уровень удовлетворённости отношениями в начале курса и затем в конце. Да, это субъективная оценка результатов обучения. И она является лишь одним из инструментов, дополняющим набор метрик для каждого курса.
Вопрос 8. Какие технологические решения будете использовать в онлайн-курсе?
Выберите платформу, на которой будете проводить занятия. Это будет GetCourse, Teachbase, Tilda, Антитренинги, ClickMeeting или Webinar.ru. Решите, где и как планируете общаться с учениками: закрытые группы в соцсетях и чатик в Телеграме. Подумайте, готовы ли вы к платным сервисам или для первого запуска достаточно бесплатных: Зума, Скайпа, Гугл документов.
Вопрос 9. Как организуете процесс сопровождения учащихся?
Как и где ваши ученики будут общаться с экспертами и друг с другом? Где и как они смогут задать вопросы по техническим моментам и по контенту занятий?
Вы будете давать индивидуальные консультации каждому индивидуально или планируете групповые встречи в формате вопрос-ответ?
Домашние задания будете проверять лично вы или это задача кураторов и тьюторов?
Подсказка: хорошего куратора лучше вырастить среди коллег или выпускников, чтобы его работа была содержательно качественной, а не просто ответом вроде «Молодец, отлично выполнил домашку».
Кто модерирует чат по общим вопросам, а кто отвечает по содержанию контента? Планируете ещё и емейл-рассылку с рекомендациями и советами?
Разработка онлайн-курсов: подытожим
Бесспорно, разработка онлайн-курсов и создание авторского продукта — дело непростое. В этой статье я дала лишь ориентиры для создания концепции, которая поможет спокойно и уверенно идти к своей цели. Работать меньше, а зарабатывать больше за счёт готового продукта.
Итак, разработка онлайн-курсов состоит из следующих этапов:
- Определите СВОЮ цель создания онлайн-курса. Помните, что нет правильной или неправильной цели. Главное, чтобы вы понимали, куда и зачем идёте. Выберите тему вашего курса и проанализируйте свои ресурсы — их должно хватить, чтобы не выгореть и не разочароваться.
- Составьте максимально подробно описание своего курса. Ответив на 9 вопросов, вы получите концепцию своего онлайн-курса. Помните, что самый главный участник — это вы. Начните разработку онлайн-курса с составления плана/расписания отдыха и «подзарядки», чтобы гореть, но не выгореть.
- Начинайте продвигать. Это можно делать сразу, как только вы разработаете концепцию курса.
Маркетологи говорят: сначала нужно продать курс, а потом его создавать. Я как методолог немного перефразирую. Сначала нужно составить концепцию, а потом продавать.
Ответив на 9 вопросов, вы уже будете знать тему, формат, схему работы с учениками, продолжительность курса, глубину подачи материала, а также понимать, к какому результату хотят прийти ваши ученики. Этого вполне достаточно, чтобы подготовить информацию для продвижения, например, первые посты у вас на странице.
И ещё ваш курс должен быть готов на 100%, а проработан на 5%. Вы можете продвигать курс и параллельно работать над лендингом, наполнять курс содержанием, подбирать дополнительные материалы и прочее.
Работать самостоятельно или обращаться к методологу — выбор за вами. Если хотите продемонстрировать силу воли и готовы играть вдолгую, преодолевая все препятствия самостоятельно, то можно и нужно идти одному. Но если вам нужно запустить курс быстро — нужен проводник. Он покажет маршрут и даст необходимые инструменты. Вам останется только дойти до финиша.
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.