Интервью с выпускником: Елена Махотина, выпускница курсов “Маркетинг для фрилансеров” и “Самоопределение и поиск бизнес-идеи”
Фрилансеры и предприниматели обычно приходят в наш тренинг-центр за знаниями по маркетингу, за навыком продвижения, за пониманием того, правильно ли они преподносят свой продукт. Но случается и по-другому: на курсе или после у кого-то возникает неожиданная идея, рождается совершенно новое дело. Недавно человек об этом и помыслить не мог, и вот у него уже появились фанаты, а главное — заказчики. О таких внезапных поворотах и о том, что за ними следует, рассказывает в интервью иллюстратор Елена Махотина.
Лена, расскажи, с какой целью ты пришла учиться к Марии. Чего хотела достичь? В чём разобраться?
Я хотела найти себя. И придумать себе работу, которая была бы как лёгкая и весёлая сказка на итальянском побережье.
Какие курсы ты окончила?
У Маши я училась очень много и на разных курсах. Начала читать её на Фейcбук в 2015-2016 году. Первое услышанное было «какого цвета ваши клиенты», после чего я окончательно поняла, что Маша мой спикер.
С тех пор я окончила «Мама-райтер», «Маркетинг для фрилансеров», «Самоопределение и поиск бизнес-идеи», записалась на «Продвижение личности в соцсетях», но обстоятельства сложились так, что пройти его не смогла. Сейчас усиленно смотрю на скопившиеся записи и надеюсь, что ещё немного, и я приступлю. И, в данный момент, я участвую в текстовом марафоне #получи_и_распишись.
Как сложилось, что ты начала рисовать?
Рисовать я начала совершенно случайно для себя. В январе этого года. У меня закончилась любимая работа, я окончила курс «Мама-райтер» и, благодаря моему куратору Юлии Мураевой, заключила договор с агентством, для которого писала тексты.
Время было не очень весёлое. Фирма, которую я считала своим детищем 15 лет, приказала долго жить. Бабушка уже полтора года была прикована к постели, и сиделки жаждали вылить на меня все свои проблемы. У мужа обнаружилась куча серьёзных проблем на работе, и ему было не до моего настроения. А копирайтинг не доставлял кайфа.
И тут объявили бесплатный марафон по скрайбингу. Я подумала, что это, наверное, можно будет как-то пристегнуть к написанию текстов и тем повысить собственную уникальность, и записалась. А на втором вебинаре этого марафона было задание нарисовать 20 разных котов, уместив их всех в формат А4. В разном настроении и состоянии.
Вот с этих котов все и началось. Мне 46 лет. Последний раз я рисовала сугроб лет в 12, а тут надо 20 котов. Я потратила на них три полных дня. Я искала в Пинтерест и в Инстаграм, кто и как рисует котов, какие коты бывают — от рисунков Чижикова до Кота Саймона, и как их вообще можно нарисовать, если ты рисовать не умеешь. Через три дня мои коты были готовы, я для себя нашла интересную квадратную форму кота и задумалась над тем, чтобы добавить в свою жизнь немного ярких красок.
Создала страницу на Фейсбук Catofmymood и стала пытаться рисовать по одному коту в день.
То есть рисование не было детской мечтой. А что это для тебя?
Каждый рисунок — это способ поднять себе и другим настроение. Мимолётная улыбка. Солнечный луч, который тепло щекочет тебе щёку летним утром. Это как взгляд на клоуна с мыльными пузырями на солнечной лужайке в окружении детворы или на малыша, которому подарили собаку, и он счастлив.
Это то, что непременно забудется, и очень быстро, но пока оно на виду, вызывает мгновение радости и узнавания.
Откуда взялось название «Ржём и рисуем»?
Когда я рисовала промо-ролик для курса Маши «Маркетинг-лето», мне хотелось снизить градус пафоса и рекламности.
У ролика был изначально такой посыл: ребята, тут так круто, весело, не бойтесь получить заикающегося Котлера. А так как у всех фильмов сначала идет представление компании, которая их создала, то я решила: чем я хуже 20th Century Fox или Warner Bros.? Так придумалась «Анимационная компания «Ржём и рисуем»», а уже потом я поняла, что это название вполне и УТП отображает. Теперь мы с этим названием срослись, и нам вместе хорошо.
Для каких проектов клиенты заказывают твои рисунки?
Проекты самые разные. У меня за плечами есть ребус для сотрудников Лаборатории Касперского, картинки для популярных блогеров, иллюстрации для психологов, заставки к компьютерной игре и рисунки для лендинга конференции по продукту и продажам. Это помимо разрисовок фотографий, которыми я занялась буквально две недели назад, и на которые у меня очередь. К сожалению, есть рисунки, судьба которых мне неизвестна. Очень многие клиенты предпочитают не вдаваться в подробности, и я не имею возможности добавить работы в портфолио.
А бывает такое, что ты отказываешься от заказа?
Бывает. Отказываюсь. И часто.
По каким причинам?
Когда я не понимаю, чего от меня хотят. То есть мы с клиентом говорим на очень разных языках, и я чувствую: или его не устроит результат, или я измучаюсь, рисуя то, что не нравится.
Когда я точно знаю, что это я рисовать не умею — портреты, пейзажи и прочую классическую живопись.
Когда мне не интересно.
В каких ты отношениях с вдохновением? Ждёшь его, чтобы начать рисовать?
Если это бесплатная работа в рекламных целях, то сажусь и жду.
Если это контракт, то зависит от сроков — могу сесть и страдать. Для лендинга, например, рисовала 15 картинок, 10 из которых получились за первые два дня, потом 3 картинки рисовала ещё неделю, а последние две создались непосредственно в ночь перед дедлайном с кучей дополнительных эскизов.
Но такие заказы — редкость. Обычно я себя раскачиваю. Рисую для себя что-то, от чего смешно, или объявляю свободную кассу и бесплатно кому-то рисую то, от чего поднимается настроение. Ну или просто сажусь и рисую вариантов 10-15 на нужную тему. Самых бредовых. Не оценивая. Обычно после этого вдохновению деваться некуда.
Говорят, что творческий труд – это сплошная радость. Есть ли в твоей работе этапы, моменты, которые ты не любишь, или которые трудно даются?
Я не люблю довылизывать работы. Т.е настроение поймал, набросал, быстренько обвёл и готово. А вот всякие текстурки, тени, подбор цвета, осознание, что выбор не верен, и прочая мелочёвка типа вырисовывания газончика пучками по три травки на протяжении часа — это уже не весело.
Как ты продвигаешься? Через соцсети, или у тебя есть сайт? Даёшь рекламу? Может, уже заработало сарафанное радио?
Сайта у меня нет, хотя на Тильде я умею их делать. Но пока я не очень понимаю, что туда класть. Просто картинки? Для этого есть Инстаграм. Дублировать со всеми разговорами Фейсбук — глупо. Так как я работаю в основном для соцсетей, то будет ли для меня интереснее рекламироваться в поисковых системах, я пока не уверена.
С рекламой у меня всё достаточно безалаберно. Я поддерживаю вокруг себя волну интереса за счёт бесплатных акций: человек выкладывает картинку и ставит на меня активную ссылку. Кстати, так делают даже мои платные клиенты, за что им большое спасибо.
Время от времени я прихожу в какую-нибудь группу на Фейсбук про работу и говорю: «Здрасьте, я Лена и я иллюстратор». Ну и ещё я стараюсь отметиться во всех постах-знакомствах во френдленте с картинкой. Чтобы увидели и запомнили.
Смотришь ли ты, что делают другие иллюстраторы? Проводишь анализ конкурентов? Есть ли вообще конкуренция на этом рынке?
Безусловно, смотрю. На мой взгляд, иллюстраторы чётко делятся на два лагеря: технические и эмоциональные. Я люблю смотреть на эмоциональных, мимимишных, там где глазки, шёрстки, ладошки и пузики, но они в основном все в книжной иллюстрации, или у них совершенно другой подход к рисунку. Я не могу проводить анализ конкурентов, потому что мы все разные. Манера рисунка у нас разная, настроение и нацеленность рисунков разные, и клиенты у нас разные. Ну как можно сравнивать твёрдое с кислым?
В детской иллюстрации конкуренция, наверняка, огромная, а вот с иллюстрациями для соцсетей дело обстоит иначе. Конкуренция мала, но и людей, готовых платить за рисунок, когда в интернете можно безнаказанно стащить любую картинку, очень немного.
Чего ты боишься?
Приступов самозванца, когда сидишь и думаешь, что ты бездарность, и никому твои дрожащие линии и детские рисунки не нужны. Я боюсь сама в это поверить. Пока мне везло. Приступы частые, но я пока держусь.
А чем гордишься?
Тем, что я боюсь, но делаю. За полгода я прошла очень крутой маршрут от неумения рисовать до подписи «Елена Махотина, иллюстратор», и сейчас, наконец, я не чувствую себя обманщиком.
Друзьями, реальными и виртуальными. Многие из них появились именно благодаря Машиным курсам. Они меня поддерживали, публиковали мои первые картинки на своих страницах, давали попробовать мне нарисовать на разные темы и отследить, от чего меня прёт. Расшаривали мои первые микромульты и писали восторженные комментарии. Они в меня верят.
Что тебе интересно?
Мне очень интересны мои способности и возможности. Каждый раз, получая новый заказ, мне хочется орать: «Да вы что, я это не рисую, не умею!» Но из интереса берусь и чаще всего к моменту выполнения всех договорных обязательств я понимаю, что вот это я уже и умею, и могу.
О каком проекте ты мечтаешь?
- Я хочу сделать свой мульт на одно стихотворение. С нормальной озвучкой.
- С популярным блогером Зоей Арефьевой мы задумали сделать книжку.
- На следующей неделе попробую выпустить первые 3-4 футболки со своими рисунками и посмотреть, что из этого получится.
- К следующему дачному сезону, наверное, попробую подыскать себе какого-нибудь производителя садовой техники и рисовать ему микроанимацию на постоянной основе.
А больше всего я мечтаю о том, чтобы и дальше ко мне приходили такие же волшебные клиенты, как у меня сейчас. Такие, в переписке с которыми при утверждении эскизов у нас постоянно ржущие смайлики. Когда они пишут, что это круто, и Лена гений. Что уж поделаешь, раз действительно гений)))
Большое спасибо Елене за милых, смешных и очень живых персонажей и за искренний рассказ о том, как они появляются. Надеемся, что ваше настроение поднялось, и вам тоже захотелось отыскать в себе новые таланты.
Елена Махотина, иллюстратор
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.