«Выбор своего вектора — важнейший пункт в построении бизнеса». Интервью с Полиной Путяковой, автором проекта «Формула подростка»
Полина Путякова пришла в «Маркетинг с азов» в 2020 году на курс по поиску бизнес-идеи. С тех пор Полина точно знает, что такое самореализация, и уверена, что бизнес — это не только работа с клиентами, продуктом и продвижением, но и источник постоянного личностного роста.
Полина, расскажите о своём проекте «Формула подростка». Как давно существует проект, с кем вы работаете и какие вопросы решаете?
Проект «Формула подростка» задуман для того, чтобы научить тинейджеров отвечать себе на вопросы «Кто я такой?», «Каковы мои ценности?», «Чего я хочу от жизни?» и «Куда хочу в итоге прийти?» Это индивидуальная работа, в результате которой мы находим эффективные именно для этого ребенка систему и режим обучения, формулируем и проверяем на практике гипотезу будущей профессии и строим чёткий маршрут, ведущий от подросткового сегодня к счастливой взрослости.
Одному подходит семейное образование — я помогаю организовать его так, чтобы обойти все грабли. Другому важно понять свои интересы, выбрать профильные ЕГЭ и построить образовательный маршрут от школы к вузу. В этом случае мы поэтапно разбираем интересы и определяемся с профилем будущего учебного заведения. Третий пока не понимает, чего хочет, «а часики-то тикают». С такими подростками мы сначала докапываемся до сути, а потом переходим к остальным вопросам.
Ко мне приходят люди, которые находятся в определённом стрессе. Поэтому я ощущаю свою роль в том, чтобы как хороший врач не только эффективно решить проблему, но и снять тревогу. Вопросы будущего наших детей, их образования и профессии ощущаются как очень важные, отсюда и понятное волнение родителей. Я же первым делом даю понять, что у каждой проблемы есть решение, и мы его точно найдём.
Это же касается и самих подростков. Они испытывают множество страхов, связанных с образованием и профессией: страх не оправдать ожиданий, страх ошибки, страх неуспеха и так далее. Для меня важно не только помочь с профессиональным выбором, но и сформировать у них ощущение широких возможностей, опоры на себя и перспектив.
Я действительно верю в то, что в сегодняшнем мире безграничных возможностей осознанность и умение строить маршруты помогут нашим подросткам вырасти в счастливых, реализованных взрослых. Помочь в этом — цель моей работы.
Чем вы занимались раньше и как возникла идея проекта?
Тьютор — моя четвёртая профессия. Я несколько раз серьёзно меняла свою жизнь, с каждым разом приближая её к своему пониманию идеального. В тот момент, когда я задумывала проект «Формула подростка», я занималась журналистикой. Эта профессия по-прежнему остаётся со мной.
Нащупать идею проекта мне помог сын-подросток. Сначала благодаря ему я осознала недостатки современного школьного образования и получила экспертизу в сфере семейного образования. Тема тьюторства и профессионального самоопределения тоже сначала заинтересовала меня как маму, а потом я захотела помогать и другим подросткам в этот прекрасный, но сложный период их жизни. Профессия журналиста, в свою очередь, благодаря знакомствам с интереснейшими и опытными людьми дала возможность расширять кругозор в сфере образования, профессий, подросткового возраста.
С какими сложностями вы столкнулись при разработке идеи и её реализации? Что вам помогло их преодолеть?
Сложно было начинать что-то совсем новое. Когда я пришла на курс по самоопределению, в активе у меня было, в основном, горячее желание помогать подросткам, а экспертности было недостаточно. С этим были связаны основные колебания, сомнения и неуверенность.
Ещё одна сложность была в том, чтобы совмещать журналистику с получением нового образования и работой над своим проектом.
И, конечно, мне было трудно из-за отсутствия каких-либо знаний в сфере организации бизнеса. Раньше я никогда и близко не подходила к этой теме, и слова «маркетинг», «продвижение» и «личный бренд» меня поначалу сильно пугали.
Про 2020 год принято говорить с изрядной долей негатива. Но мне самоизоляция и спад внешней активности, который она принесла, дали возможность закончить несколько курсов в «Маркетинге с азов», получить образование тьютора и педагога-психолога и на базе всей этой подготовки запустить свой проект.
Кроме самоизоляции, очень помогла вера в тьюторский метод, то есть, по сути, уверенность в содержании моей услуги. Помогать с выбором профессии можно по-разному, но именно с тьюторским подходом мы совпадаем ценностно. И если сначала я просто хотела помогать подросткам, то когда вникла в тьюторство, поняла, каким именно образом хочу это делать.
И, конечно, мне очень помогли люди, которые встречались на этом пути: очень много поддержки и очень много действительно полезных знаний. Качество обучения — это фактор, который невозможно переоценить.
Как собственный проект изменил вас? Какие качества вы приобрели, а от каких отказались?
Иногда мне кажется, что за год, прошедший с момента прошлого курса по самоопределению, я изменилась на 100%. Оказалось, что бизнес — это не просто про клиентов, продукт и доход. Бизнес — это про личностный рост. Развивая проект, ты сам развиваешься и взрослеешь.
Самореализация, возможно, несколько затасканное слово. Но именно она и произошла со мной, когда благодаря своему проекту я получила возможность реализовать желание помогать подросткам стать осознаннее, смелее, увереннее.
И, как ни странно, «Формула подростка» изменила к лучшему мои отношения с прежней профессией. Я стала смотреть на журналистику не как на «работу», а как на проект. Это помогло решить внутренние конфликты, это же позволяет сейчас совмещать её с тьюторством.
Несколько вопросов про курс «Самоопределение и поиск бизнес идеи». Расскажите, когда и с чем вы пришли на курс, с каким результатом завершили его и в какой точке находитесь сейчас.
Я записалась в ранний список курса ровно год назад. Как я уже говорила, у меня было желание помогать подросткам, но не было понимания, в чём и как. За этим пониманием я и пришла на курс. Кроме этой идеи, на курсе мы нашли ещё несколько, но они не так зажигали меня и частично отпали, а часть из них я планирую позже встроить в «Формулу подростка».
В начале курса мне было страшно даже самой себе заикнуться про тьюторство. Но чем дальше, тем больше зрела уверенность — это то, что мне нужно. Именно формат довольно продолжительного курса привел меня к результату: когда с каждым новым заданием, раз за разом прислушиваешься к себе и слышишь один и тот же ответ, остаётся только принять этот внутренний выбор.
После курса по самоопределению я пошла на другие курсы «Маркетинга с азов». В июне я закончила их, весной — тьюторские курсы. С июля запустила свой блог в Инстаграме, и тогда же появились первые клиенты. За остаток лета я параллельно с практикой прошла переподготовку по специальности педагог-психолог. К августу совершенно без платной рекламы у меня были заполнены все клиентские места и даже сформировался небольшой лист ожидания. Из продвижения в этот период я использовала только ведение блога и комментарии в Фейсбуке к постам в профильных группах. Кроме того, ко мне приходили знакомые, у которых была нереализованные потребность в таких услугах. Благодаря интенсивной практике, я в хорошем темпе наработала опыт и сейчас, по моим ощущениям, начинается второй этап развития проекта — более зрелый. Основной стратегией продвижения по-прежнему остаётся развитие личного бренда. Спектр используемых способов продвижения расширился, но не радикально: кроме ведения блога в Инстаграме, я добавила там совместные активности и стала писать о своём проекте на своей страничке в Фейсбуке. Кроме того, добавились клиенты, которые приходят по рекомендации.
Что было для вас самым ценным?
К моменту, когда курс завершался, я уже точно знала, что пойду учиться тьюторству. Интересно, что как только это намерение созрело, меня пригласили пройти такое обучение на очень хороших условиях. Это не случайность и не магия. Просто выбор своего вектора — это важнейший пункт в построении бизнеса, я в этом убеждена. Все остальное — во многом дело техники. А она дастся гораздо легче, если точно знаешь, куда хочешь прийти. Я уверена, что если бы сразу пошла на маркетинговые курсы, без курса по самоопределению, результат был бы совсем не таким.
Что вы можете пожелать тем, кто ищет свое призвание, бизнес-идею или новое направления для существующего бизнеса?
Я повторю, что возможно, это самый главный этап в построении проекта. Фундамент. Когда есть ясность и уверенность в идее бизнеса и ощущение ценностного резонанса с ней, все дальнейшие сложности преодолимы. Поэтому очень важно на этом этапе сомневаться, задавать вопросы и прояснить для себя идею максимально, насколько это возможно.
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.