Поиграем в бизнес, или Геймификация в маркетинге
Все мы когда-то были маленькими и играли во что-то. В детстве всё постигается через игры, и мы до сих пор считаем, что эта прерогатива принадлежит детям. Но в алгоритме игры заложены полезные навыки, которые можно использовать в бизнесе. Предприниматель с 7-летним стажем Римма Нуянзина расскажет о геймификации в бизнесе: как можно играть с клиентами и при этом увеличивать продажи. У Риммы есть офлайн-проект (частный садик) и два — онлайн («Галка-Игралка» и «Инстакласс»), и она действительно много знает о правилах игры в бизнес.
–
Завладеть вниманием клиента очень сложно. Особенно в наше время. А уж завоевать лояльность надолго — тем более. Несколько месяцев я изучаю геймификацию в бизнесе и маркетинге. Этот метод эффективен даже там, где традиционная реклама не работает. Геймификация в бизнесе быстро развивается, и многие знаменитые бренды давно ее используют. Расскажу о трёх примерах из собственного опыта, которые реализовала когда-то в проектах.
Проект Галка-Игралка
Образовательный онлайн-ресурс по развивающим играм
Сайт проекта: http://galka-igralka.ru/
Когда: май 2014 года
Аудитория: подписчики бесплатной рассылки проекта
Цель: продать платный доступ к базе игр подписчикам сайта
Это одна из наших акций, которую мы реализовали в рассылке. Мы понимали, что в мае будет мало продаж, многие партнёры по инфобизнесу даже не пытались делать запуски в это время. Но мы не могли себе позволить отдыхать, как и всегда, нам нужно выполнять план продаж, чтобы были деньги на зарплату сотрудникам, налоги и рекламу в следующем месяце.
Мы должны были справиться сами, быстро, творчески и результативно. И мы реализовали акцию «Волшебное лото». Продаваемым продуктом в ней был доступ к сервису со сценариями galka-igralka.ru, основной канал — e-mail рассылка. Ежедневно в течение 3 дней мы отправляли подписчику письмо с фотографией буквы латинского алфавита. И предлагали найти эту букву в написании его емейла. Если она там была, он кликал в письме на кнопку «Да, есть такая буква». И в ответ получал письмо с двумя сюрпризами: 50% скидку на покупку доступа к нашему сервису и развивающую игру по принципу «лото» для малыша с пояснением, почему она полезна.
Каждый день мы отправляли новый символ и новый сюрприз. В последний день мы отправили символ @, чтоб никому не было обидно. Письма с фотографией символа мы публиковали и в соцсетях проекта. Люди начинали интересоваться, что происходит, и бежали подписываться/открывать письма, чтобы “поиграть” вместе со всеми.
Результат: май мы закрыли не хуже любого месяца, план продаж выполнили, а также повысили коэффициент открываемости писем рассылки. Хочется отметить, что в игре мы ненавязчиво донесли ценность нашего продукта всего за три письма, заинтересовав сотни подписчиков принципами методики надолго.
Если у вас есть проект, и вы хотели бы понять как применять маркетинговые инструменты к его развитию, у нас есть отличный бесплатный курс по маркетингу для частных специалистов, который поможет вам системно подойти к этому вопросу. Вы можете скачать его прямо сейчас или после статьи
Проект Instaclass
Сайт проекта: www.instagram.com/instaclass_pro/
Когда: август 2016
Аудитория: участники платного обучающего марафона в Инстаграме
Цель: повысить удовлетворенность от участия в платном марафоне
Ежемесячно в проекте «Инстакласс» мы проводим недельный обучающий марафон. Выглядит это так: участники получают уроки на емейл, выполняют задание у себя, а в аккаунте @instaclass_pro публикуют отчёт о проделанной работе, получая обратную связь от экспертов. В августе этого года мы провели марафон «Вовлекаем в Инстаграм».
В июльском марафоне было слишком много участников и, как следствие, мы не успевали оперативно давать обратную связь и оставить довольными всех без исключения. На этот раз перед нами стояло несколько задач:
- Во-первых, нам важно было повысить цену за участие (с 990 до 1300 р. — предварительная цена, 1400 до 2000 р. — полная цена).
- Во-вторых, повысить общую удовлетворенность от участия в марафоне. Марафон — это забег на короткую дистанцию: если человек не включился с первого урока и задания, то считай, он пропустил весь марафон, а значит, вряд ли останется довольным.
- В-третьих, стимулировать участников общаться друг с другом и читать отчёты других и всю обратную связь экспертов. Дать им свободу и право влиять на результаты марафона.
- В-четвертых, мы обязаны были показать пример высокой вовлечённости в аккаунте, раз уж учим этой теме.
И я придумала «монетки». В правилах марафона появился новый пункт. Каждому участнику на день выдавалось 3 виртуальные монетки, которыми он должен был голосовать за работу остальных участников. Понравилось, как справился с заданием другой участник? Подари ему монетку. Не успел за день раздать монетки, они сгорают. Оставить себе нельзя, в кредит не даём.
Уже в первый день люди писали: «Жаль, монетки только три!» Теперь люди могли влиять на результаты марафона. Кроме объективных критериев — выполнил задание вовремя и отчитался — появились монетки, каждая из которых приравнивались к дополнительному баллу. Мы вели учёт баллов в открытой таблице и потом наградили шестерых победителей полезными подарками. Было очень много положительных эмоций: благодарность, чувство принадлежности к общему делу, азарт.
Результат: несмотря на повышение цены и технические заминки в процессе марафона, недовольных к концу марафона не было. Вовлечение максимальное, как и удовлетворённость от участия. В этот раз у нас не было ни одного возврата, хотя обычно их на 100 участников бывает до 5 штук. Процент активно участвующих до самого последнего задания вырос с 60 до 83%.
А ещё, как только марафон стартовал в аккаунте и люди начали комментировать, публикуя отчёты и раздавая монетки, к нам за день присоединились еще 10 участников по самой полной цене. Хотя до этого по полной цене мы продавали всего 5-10 пакетов.
Интенсивы по такому принципу проходят в аккаунте @super_insta_intensiv.
А ведь мы тоже используем похожий приём на тренинге “Мама-райтер”.
Перед тренингом у нас традиционно работает ранний список с полезными материалами и заданиями. Чтобы мотивировать участниц раннего списка, а затем и тренинга, быть активными, я придумала систему баллов. За каждое выполненное задание раннего списка участница получает балл. То есть на тренинг уже можно прийти с определённым количеством баллов.
Затем за каждое выполненное домашнее задание я ставлю от одного до трёх баллов – в зависимости от того, насколько усвоен материал. Можно улучшить свою оценку, если исправить текст и прислать снова. Кроме того, баллы даются за активность в обсуждении текстов других участниц.
В конце тренинга мы подсчитываем баллы и самым результативным участницам даём призы, самый ценный из которых – целый тренинг.
Думаю, система баллов помогает – у нас почти стопроцентная успеваемость на этом тренинге.
Проект: частный детский сад
Когда: май 2015
Цель: без бюджета прорекламировать новый частный садик на выставке «Мир детства – 2015», отстроиться от стендов конкурентов, запомниться посетителям.
В мае 2015 года я помогала партнёрам наполнить новый частный садик в Челябинске. Мы участвовали в ежегодной городской выставке, стенд был малюсеньким и денег на его оформление не было совсем. Нам нужно было запомниться посетителям среди сотни других детских учреждений и магазинов. Задача сложная, садик особо на выставке не покажешь, это не магазин ярких детских товаров.
Я сделала коробку с сюрпризом, в которую нужно было засунуть руку, вытащить задание. Выполняешь задание, получаешь небольшой презент. Совсем небольшой, например воздушный шарик или блокнотик. Задания были простые: спеть песенку, нарисовать цветок, слепить сказочного героя.
Дальше всё зависело только от нашего настроя. С широкой улыбкой я подходила к людям, пришедшим с детьми интересующего нас возраста, и предлагала поиграть с коробкой. Откликнулись 80% людей. Они вступали в диалог, тянули бумажку или предлагали тянуть детям, пробовали что-то сделать. В это время мы с коллегой рассказывали о нашем садике, об услугах развивающих занятий и о том, чем мы отличаемся от остальных.
Результат: мы раздали около 300 подарков и запомнились не только посетителям, но и всем организаторам. Как правило, на подобных мероприятиях люди ведут себя довольно пассивно, и любое активное взаимодействие с посетителями работает.
С выставки мы получили около 30 звонков, около 5 человек стали нашими клиентами в течение года. А ещё мы сами весело и полезно провели время на выставке: знакомились с аудиторией, поняли, кого в городе считать конкурентами, а с кем стоит подружиться.
Римма Нуянзина, предприниматель, соавтор в проектах Галка-Игралка и Instaclass
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.
Спасибо, интересные примеры использования игр в продвижении.
Спасибо за комментарий:)