Немного о личном… в бизнесе

Подольше поиграть с ребенком или написать еще одну полезную статью для сайта? Прочитать новый детектив или книгу по бизнесу? Съездить в отпуск или запустить новый канал продаж?

Знакомо? Наверняка. И только ленивый (например, я :-) ) еще не написал статью о том, как правильно совмещать бизнес и личную жизнь с помощью инструментов тайм-менеджмента.

Но сейчас поговорить я хочу не об этом. А о том, каково влияние личных мотивов на бизнес-решения. Проще говоря, о том, когда мы делаем в бизнесе то, чего хочется лично нам, и что из этого получается.

Иногда мы принимаем бизнес-решения интуитивно. “Мне кажется, что этот ход принесет хорошую прибыль, нутром чую, а доказать не могу”.  И решение часто срабатывает. Конечно, если мы не проигнорировали рыночные факторы, и ничто прямо не указывало на ошибочность нашей гипотезы.

В этом случае “личное” направлено как бы в сторону бизнеса, мы работаем на усиление, ожидаем прибыли, и у нас нет внутреннего конфликта.

А бывает, когда мы понимаем: решение принесет дополнительный доход. Рынок способствует, исследования подтверждают, конкуренты используют. Надо брать и делать.

Но… не хочется.

Не из-за лени, конечно. Решение может, например, не соответствовать внутренним принципам. Нарушать какие-то морально-этические нормы. Или просто вызывать чувство дискомфорта.

Мои клиенты на консультациях говорят:

—       Меня ломает, когда думаю, что это придется сделать.

—       Мне кажется, что это неправильно чисто по-человечески.

—       Вот ну не хочу, пусть лучше потеряю деньги.

И если в крупном бизнесе вам скорее всего пришлось бы пересилить себя и принять выгодное для бизнеса решение, то в малом и очень малом бизнесе часто бывает наоборот.

Марина не стала добавлять в ассортимент дорогой продукт, потому что она понимает: реально он столько не стоит. И, хотя клиенты охотно купили бы его по высокой цене, Марина чувствует перед ними ответственность и не хочет брать с них лишние деньги.

Евгения не стала запускать промо-акцию, потому что ей показалось, что это промо будет манипулировать людьми. По факту, если люди в итоге не захотят покупать продукт, они ничего не потеряют, кроме времени. Но Евгении кажется, что время – слишком ценный ресурс. Поэтому она отказалась от идеи привлечь несколько сотен «холодных» потенциальных клиентов, предпочитая действовать другими способами.

Я сама в конце прошлого года не вписалась в новый проект: электронный гипермаркет обучающих продуктов с членством по принципу сетевого маркетинга. (Без имен). Я оценила PR- и другие возможности, которые давал мне этот портал. Но мне претит подача «ты-можешь-заработать-миллион-уже-завтра». Я работаю по другим принципам и не хочу, чтобы мой проект ассоциировался с таким агрессивным маркетингом.

Мы все теряем потенциальную прибыль.

Но я считаю, что иногда лучше потерять немножко денег, особенно в микробизнесе. И вот почему.

Крупный бизнес чаще всего воспринимается аудиторией как некая обезличенная совокупность «заводов-газет-пароходов». В малом бизнесе и особенно в микробизнесе, наоборот, очень четко просматривается личность владельца. Стиль ведения бизнеса подчинен личности владельца – то есть вам, Кате Петровой или Паше Сорокину. И чуть только вы сделали что-то, что вам претит – в вашем бизнесе появляется фальшь. И люди это чувствуют.

Теперь предположим, что вы сделали – ну пусть промо-акцию, которая вам сильно не нравится. Ваши постоянные клиенты скорее всего просто пожмут плечами – «не очень на него похоже». Но придут новые лиды. Почувствуют фальшь. Испытают негатив. И возникнет явление, которое в психологии и в маркетинге называется эффектом ореола, то есть проецирование людьми первого впечатления от контакта с вами на весь ваш проект в целом.

Я не зря написала выше о том, что не хочу ассоциаций моего проекта с агресивным инфобизнесом. Речь как раз об эффекте ореола.

Это во-первых.

А во-вторых, у каждого владельца бизнеса есть цели. Среди моих клиентов практически не бывает тех, кто делает бизнес исключительно ради «зашибания бабла». Деньги – да, очень хорошо, мы все нацелены на прибыль. Но люди работают в первую очередь для того, чтобы заниматься любимым делом, чтобы делать мир лучше, чтобы близкие могли ими гордиться и за них радоваться, чтобы помогать другим людям.

Поэтому я никогда не говорю на консультациях «вы должны себя пересилить, потому что это правильно для бизнеса». Я считаю, что каждое ваше решение в первую очередь должно быть правильно для вас. И иногда допустимо осознанно отказаться от части прибыли во имя собственного внутреннего спокойствия и комфорта.

Зачем я написала эту статью?

В этот раз у меня была вдохновительница. Клиентка, которая страшно переживает из-за того, что «недостаточно эффективно делает бизнес из-за собственных дурацких принципов».

Если у вас та же проблема – разрешите себе иногда принимать решения для себя, а не для бизнеса. Воспринимайте его как часть вашей жизни, а не как повинность. Будьте честны с собой – и ваши клиенты это почувствуют.

Ну а я в очередной раз желаю вам счастья в вашем бизнесе!

PS: Мое мнение не является единственно верным и может не совпадать с мнением других экспертов в той же области ;-)

mariagoubina_st

Мария Губина, автор проекта «Маркетинг с азов», тренер, бизнес-консультант