“Мяч регби” для составления плана маркетинга. Статья в гостях
Год с лишним назад я получила сертификат коуча – специалиста, помогающего людям понимать свои цели и достигать их, находить выходы в сложных ситуациях и лучше понимать себя и окружающих. За 10 месяцев обучения я перестроила свой образ мыслей и освоила множество полезных инструментов и схем, которые сейчас помогают мне в том числе и в процессе обучения маркетингу. Недавно я “пришла в гости” со статьёй в Академию “Максимум”, где изучала коучинг. Делюсь с вами – в статье я рассказываю об одном из моих любимых инструментов и его применении для планирования маркетинга. Самое время использовать его сейчас — перед Новым годом:)
Я обучаю маркетингу владельцев малого бизнеса. Ну а какой маркетинг без составления плана? Правильно, никакого. Планирование в Университете мы проходили в течение целого семестра. Когда я работала в отделе маркетинга крупной компании, мы составляли этот документ «всем миром» около месяца. Но как объяснить технологию за пару встреч тому, кто никогда не учился маркетингу, а из сотрудников у него пока только он сам? Микропредпринимателю непонятны университетские термины и алгоритмы. Ему нужна простая инструкция по принципу «бери и делай». Поэтому про планирование маркетинга я рассказываю в сильно адаптированном варианте. И коучинговый инструмент «Мяч регби» (спасибо Максиму за него) — находка для меня. Напомню, инструмент предполагает выделение зон ответственности в рассматриваемой задаче и использование графического формата для составления плана. На рисунке ниже слайд из моего семинара по планированию.
Итак, инструмент «Мяч регби» мы используем в тот момент, когда у нас уже полностью составлен аудит проекта, проведён анализ сильных и слабых сторон и есть предварительный список задач на планируемый период.
Что делаем?
- Делим задачи по проекту на «зоны ответственности». В классическом подходе предполагается деление по принципу 4Р — продукт, цена, продажи, продвижение. Моя практика показывает, что владельцу маленького бизнеса или фрилансеру иногда трудно понять, где какое «пи» в его проекте. Но зоны ответственности вроде «новые продукты», «продвижение в интернете», «делегирование» выделяются довольно легко.
- Строим «Мяч регби» с ветками по числу зон ответственности. Желательно, чтобы их не было очень много, 5-8 достаточно, иначе трудно потом переносить задачи в календарь и координировать их друг с другом.
- Оцениваем текущее состояние каждой зоны ответственности в баллах от 0 до 10, где 0 — ничего не сделано, 10 — всё идеально. Отмечаем эти баллы на картинке.
- Выбираем планируемый период (на моих тренингах это обычно год) и выставляем цели по каждой зоне ответственности. Делаем это тоже в баллах от 0 до 10. Например сейчас в зоне ответственности «делегирование» у нас 0, потому что мы ровно ничего не делегируем. В конце года хотим 7.
- Описываем KPI для конечной цели по каждой зоне/ветке. Проще говоря, рассказываем словами и цифрами, что для нас означает каждая конечная цифра. Пожалуй, это самая сложная часть процесса, ведь ставить конкретные измеримые цели всегда труднее всего. Например, 7 в зоне «делегирование» означает для нас: работу трёх помощников с полной занятостью, наличие скриптов и инструкций по всем задачам для каждого помощника, налаженную систему взаимодействия между ними (они не дёргают нас вопросами, а договариваются сами между собой). И это будет для нас хороший результат через год.
- Далее в модели, предложенной в «Максимуме», предполагается выставление приоритетов по каждой зоне. Но в моей практике пока оказалось, что приоритеты несколько запутывают студентов. Поэтому в индивидуальном коучинге работаем с приоритетами, а на семинарах предлагаю разделить каждую ветку на месяцы или другие равные периоды, выставить KPI по каждому месяцу, начиная с конца, по тому же принципу, что и в пункте 5. Затем выписать задачи по каждому месяцу и занести их в календарный план.
К примеру, в октябре 2017 мы хотим нанять трёх помощников и так далее (см. выше) и оцениваем достижение этой цели в 7 баллов. Тогда в августе 2017 мы хотим подрасти до 6 баллов, и это будет означать, что нам пока не хватает лишь системы взаимодействия между штатными единицами. Соответственно, в календаре маркетинга на октябрь 2017 появятся задачи по налаживанию коммуникаций между сотрудниками. Так мы работаем с каждой веткой/зоной, двигаясь от конца к началу. Таким образом «Мяч регби» помогает нам перейти от хаотичного списка задач к единому календарному плану маркетинга. Это понятно студентам, легко выполнимо и очень здорово структурирует. Пожалуй, на текущий момент это для меня один из самых востребованных и практичных инструментов коучинга. Источник
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.
А круто! Мне больше нравится, чем колесо баланса!
Ксения, спасибо) Пробовать будете? Или уже попробовали?