Как разработать бизнес-план малого бизнеса
У вас есть отличная идея и вы создаете свой бизнес. Теперь для эффективной и прибыльной работы желательно составить бизнес-план. Для этого надо четко ответить себе на 3 важных вопроса: что я хочу делать, как это сделать, что для этого надо. А значит, вы с самого начала продумываете и записываете действия для реализации своего проекта. Это и есть разработка бизнес-плана малого бизнеса, что потом сэкономит вам время, силы и даст цельную картину ваших действий.
Зная основные разделы, можно самому составить бизнес план малого бизнеса. Вы можете начать с составления очень короткого плана – дать ответы на 3 важных вопроса, а потом постепенно расширять его. При необходимости, можно обратиться и к специалисту за консультацией по отдельным пунктам или по плану в целом.
Разработка бизнес плана малого бизнеса включает создание нескольких разделов. Вот их короткое описание и приблизительный размер.
К первым, очень важным разделам относятся:
- резюме;
- главная идея проекта.
Резюме – это и начало вашего бизнес-плана, и его главные положения: цели, задачи, основные показатели. Поэтому его логично составить, когда будет закончена разработка всех разделов бизнес плана. Резюме читают в первую очередь и по нему составляют впечатление. Объем резюме – до 1 страницы текста, как и для описания бизнес-идеи.
Дальше идет маркетинговая часть, объем которой – до 5 страниц. Она включает такие разделы:
- описание продукта или услуг;
- описание рынка и прогноз сбыта;
- конкуренция;
- план маркетинговой поддержки для продвижения вашего продукта или услуги.
Раздел план деятельности и необходимых средств занимает до 2 страниц и состоит из таких пунктов:
- помещения и оборудование;
- сырье и материалы;
- персонал и оплата труда.
Также вы можете включить в бизнес-план и правовую часть, где описывается выбранная организационно-правовая форма ведения проекта.
Обязателен финансовый план, где будут собраны все данные о финансовой стороне проекта. Даже если вы решили начать бизнес дома и в одиночку, финансовый план вам всё равно пригодится. Пункты этого раздела занимают 2-3 страницы:
- стратегия финансирования, источники денежных средств;
- план ожидаемых затрат и прибыли;
- расчет показателей плана (рентабельность, термин окупаемости) и налогов.
Анализ рисков – заключительный раздел бизнес-плана. Для их описания и оценки лучше использовать таблицу из 3 частей: вид риска, убыток для проекта и меры по сокращению риска. Объем – до 1 страницы.
Надеюсь, эта информация облегчит вам разработку бизнес-плана малого бизнеса, который логично выстроит все процессы и в который при необходимости можно вносить коррективы.
/Автор текста: Елена Ковальчик/
* О том, в каких случаях бизнес-план нужен, а в каких не обязателен – мы говорим на вебинаре «С чего начинается бизнес?». Вебинар выложен для просмотра на сайте, регистрироваться не надо – смотрите сразу онлайн.
Рекомендуем статьи:
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.
Еще одна из ошибок при составлении бизнес плана – это формирование его на основе оптимистических оценок, не всегда сделанных профессионалами следует обратиться к людям знающим
Сергей, это точно)