То самое слово, которое мешает вам стоить дорого
Умение называть стоимость своей работы — навык, который нужно развивать. Создатель «Школы контента» Майя Богданова рассказывает, почему самоценность лежит в основе этого навыка и как она помогает устанавливать справедливую цену на услуги и не бояться её озвучивать. Примерное время на прочтение — 4 минуты.
Знаете, какое слово я чаще всего убираю из текстов о себе при редактуре? Слово «начинающий». И всегда объясняю собеседнику: когда вы пишете «начинающий», вы принижаете сами себя и при этом перекладываете ответственность на заказчика. Мол, что с меня взять? Я ж начинающий! Как только вы начинаете относиться с уважением к самому себе и убираете это слово из резюме, а на себя берете ответственность за результат — вся коммуникация с заказчиком меняется, и цены не исключение.
Почему вдруг о цене и самоценности заговорил редактор, а не психолог? Спокойно, сейчас всё объясню.
Две опасности, которые могут всё испортить
И почему самоценность всё спасёт
Оставьте ваши данные в форме и мы пришлём вам чек-лист с инструментами, помогающими в продажах услуг
Две опасности, которые могут всё испортить
Я регулярно делаю копирайтерские курсы, и уже сегодня те, кто учились у меня несколько лет назад, сами выступают на конференциях и делают свои проекты. А я еще помню, как мы решали с ними дилемму «сколько стоит копирайтер» перед первым созвоном с заказчиком. И всегда было несколько опасностей, которые рушили эту самую коммуникацию с клиентом.
Раз
Первая опасность — это недооценить себя. Рассказывает Юля: «У меня было специфическое воспитание в стиле “твоё будущее — кассир в АТБ, радуйся, если тебя в школу учителем возьмут”. Человек с ощущением “я глупая и страшная” не может нормально оценивать свои услуги, ну потому что я недостойна. То есть важно было на каком-то этапе отделить оценку разных прекрасных людей от реальной картины. И здраво на себя посмотреть. Это помогло мне навести порядок не только в голове, но и в ценнике на услуги».
Как правило, недооценивать себя отлично помогает Внутренний Критик. Это он скрупулезно помнит все ваши ошибки, промахи и недочёты. Он говорит голосом родителей и школьной учительницы. И не забывает в нужный момент напомнить, что вы обязательно облажаетесь. Договариваться с ним можно с помощью терапевта, а можно с помощью карты личных достижений. Но об этом дальше.
Два
Вторая опасность — это переоценить себя. Говорит Алёна: «Мои подруги-копирайтеры слушают популярные тренинги в стиле “ты богиня, ты достойна лучшего”, и их заносит. Работы нет, доширак — деликатес, но “Фу, ваше тестовое, я с дивана не встану, я пишу тексты целых два года, никаких тестовых”».
Переоценивать себя помогает страх столкнуться с реальностью. Как правило, за этим псевдо-нарциссическим нежеланием тестовых стоит обычный страх. Что если окажется, что я и там не подхожу? Что если меня оттолкнут? На чём будет базироваться жизненно необходимое мне ощущение «я ок»? И, кстати, нередко обе эти проблемы ходят парой, а вы катаетесь на модных эмоциональных горках: «Я гений — я говно».
И почему самоценность всё спасёт
— Но это все очевидно! — скажете вы. — Майя, давай уже к делу! Что там с этой твоей адекватной самоценностью и как мне понять, что у меня именно она?
Мне ужасно нравится определение самоценности, которое дала копирайтер (а не психолог!) Женя Письман: «Самоценность — это принятие себя. Если я знаю, что пишу долго, что мне нужно потом отдыхать, что я въедлива — тогда я ставлю цену с учётом этого всего. Да, я такая — медленная, но верная».
Представляете? Вот так просто — знать, какой ты и как ты работаешь, и назначать цену, исходя из этого. Например, я знаю, что на каждой консультации выкладываюсь на полную и стесняюсь себя продавать. Буду ли я при таких условиях выстраивать свое продвижение через бесплатные консультации? Да нет же, ибо это верный путь к краху и разорению.
Или, допустим, я знаю о себе, что боюсь публичности и ненавижу камеру. Стану ли я при таких вводных делать ставку на продвижение через Инстаграм? И тратить десятки, сотни часов своего времени, чтобы привлечь оттуда одного клиента? Нет, конечно, если у меня нет цели сломать себя об колено.
Заключение
Закончу странным. Недавно я общалась с людьми, которые проходили у меня разные курсы. И спрашивала их о том, где и чему они учатся прямо сейчас. Оказалось, что больше половины из них теперь развивают не продвижение, а свой продукт. Они поняли, что для того, чтобы адекватно ощущать свою самоценность и поднимать ценник на свои услуги, им нужно знать больше и работать лучше. По-моему, отличный результат работы с текстами.
А слово «начинающий» из текста о себе всё-таки уберите.
Прибавку к стоимости гарантирую.
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.