Из чего состоит цена – 2. Затратные способы
Напомню, что в прошлый раз мы говорили о том, какие факторы влияют на цену, а также о методах расчёта цены. Сегодня поговорим о двух затратных способах, то есть способах определения цены на основе комплекса издержек на производство продукта.
Метод переменных (прямых) затрат
Переменные или прямые затраты – это затраты на сырье и материалы, энергию и топливо для производства, заработную плату людей, которые производят товар или выполняют услугу, и другие. Объем этих затрат напрямую зависит от объема производства. Сумма прямых затрат – это нижний допустимый порог цены. Так вы сможете покрыть расходы на производство. Меньше – уже убытки.
Итак, как расчитывается цена:
- Определяются объем реализации и сумма прямых затрат, то есть сколько будет потрачено на единицу продукции и сколько при соответствующем объеме.
- Кроме прямых рассчитываются постоянные общепроизводственные затраты (например, аренда), сумма которых не зависит от объема производства, но тоже связана с ним, а также возможные коммерческие и административные расходы.
- Определяется желаемая величина прибыли. Это очень важная часть планирования любого бизнеса.
- Рассчитывается коэффициент отношения постоянных расходов и прибыли к прямым затратам (К). То есть мы узнаем, какая сумма постоянных расходов в среднем приходится на 1 рубль прямых.
Итоговая формула цены выглядит так: Ц=прямые расходы*(1+Пнр)
Проиллюстрирую расчет примером.
Стоимость материалов и зарплаты для производства единицы товара А равны 600 рублей и 200 рублей соответственно. Постоянные общепроизводственные затраты равны 25000 рублей, коммерческие – 5000 рублей. Объем производства – 1000 шт. Сумма ожидаемой прибыли 35000 рублей.
- Прямые затраты=600+200=800
- Прямые затраты на весь объем производства=800*1000=800000
- Постоянные раходы+прибыль=25000+5000+35000=65000
- К=65000/800000=0,08125
- Цена=800*(1+0,08125)=865 рублей.
Таким образом, чтобы покрыть все затраты от производства и реализации 1000 штук товара А и получить прибыль равную 35000 рублей, необходимо установить цену 865 рублей за штуку.
Метод валовой прибыли
Валовая прибыль – это разница между выручкой и себестоимостью реализованной продукции. Для определения цены этим методом производятся следующие расчеты:
- Определяются суммы производственных затрат, накладных расходов, желаемой прибыли и объем производства.
- Определяются полные производственные затраты и полная производственная себестоимость единицы продукции, валовая прибыль.
- Рассчитывается коэффициент наценки к валовой прибыли. Валовая прибыль при этом представляет собой сумму накладных расходов и желаемой прибыли.
Итоговая формула цены выглядит так: Ц=полная себестоимость единицы продукции*(1+Кнаценки)
Пример. Возьмем исходные данные из примера к первому методу.
- Полные производственные затраты = (600+200)*1000+25000= 825000. Полная себестоимость единицы товара = 825.
- Валовая прибыль = 35000+5000=40000
- К наценки=40000/825000=0,0484848. На каждый рубль производственных расходов, таким образом, приходится 4,84 копейки валовой прибыли.
- Цена=825*(1+0,0484848)=865 рублей
Метод валовой прибыли достаточно прост, он не требует различать постоянные затраты и переменные.
Расчет с помощью этих методов в дальнейшем позволит проанализировать, какие факторы повлияли на изменение прибыли: изменение стоимости сырья и материалов, увеличение стоимости аренды, изменение объема реализации и так далее. Из примеров видно, что особой разницы в том, каким методом рассчитывать, нет – цена получается одна и та же. Роль играет то, какие из элементов цены важны для вашего бизнеса: возможная оптимизация структуры затрат или прибыли, нужно ли вам знать минимально допустимую цену или валовую прибыль.
***
Полина Олещенко, экономист
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.