Принцип социального доказательства: мы как все

принцип социального доказательстваВы идете по улице по своим делам. Вдруг мимо вас в панике пробегает толпа – ААААА спасайся кто может! Другие прохожие присоединяются к толпе. А вы? Скорее всего не станете разбираться, по какому поводу шум без драки, просто развернетесь и побежите вслед за всеми. Как минимум – спрячетесь в ближайшую подворотню.

Это явление называется социальным доказательством и означает, что люди принимают решения исходя из мнения и действий других людей. Проще говоря, “если это делают все, значит мне тоже нужно”.

Пример действия принципа социального доказательства – очереди в условиях тотального дефицита в СССР. При виде очереди советский человек терял разум и волю, у него в голове загоралась табличка «Что-то дают!». Что именно – выясним позже, а сейчас срочно побежали вслед за всеми. В этом случае, правда, психологический принцип усиливался политикой государства.

В книге Роберта Чалдини “Психология убеждения” описан интересный пример на эту тему. В Америке есть заповедник под названием “Каменный лес”. Это особым образом сформированные скальные породы. Выглядит очень живописно, постоянно приезжают экскурсанты, и каждый, конечно, норовит отколоть и увезти с собой “каменную щепочку” на память.

Руководство заповедника провело эксперимент с предупреждающими табличками. Сначала таблички не было никакой. Затем поставили знак с надписью: “Не уносите щепки, чтобы сохранить природный заповедник”. Был определенный результат: щепок стали воровать примерно в полтора раза меньше.

Тогда руководство заменило табличку: “В год посетители воруют 14 тонн каменных щепок. Наш заповедник под угрозой” (за точность цитаты не ручаюсь).

Что произошло? Щепок стали воровать в 6 раз больше! Сработал принцип социального доказательства: раз все воруют, то и мне надо.

Интересный опыт применения социального доказательства в маркетинге есть у Apple. У всех телефонов и плееров на рынке в свое время были наушники черного цвета. Apple выпустили первые Айфоны – с белыми наушниками. Зачем? Просто декора ради?

На самом деле это был маркетинговый ход. Когда человек идет по улице, никто не знает, какой у него телефон – аппарата не видно. Но наушники видят все. Белые наушники = Айфон. Увеличивается количество людей с белыми наушниками на улицах, срабатывает принцип социального доказательства, еще быстрее растет популярность Айфонов.

Вы мого раз видели примеры применения социального доказательства в рекламных целях. На сайтах публикуют отзывы, логотипы клиентов, количество посетителей в день. На Яндекс.Маркете ставят рейтинги. В инфобизнесе на формах подписки пишут «с нами уже 25 000 человек».

Подумайте, можете ли вы тоже использовать этот полезный эффект в вашем бизнесе? В конце концов, с принципом социального доказательства вы знакомы с детства. Помните, когда вы влюбились в Сидорова из 8го «Б» — «потому что он нравится всем девчонкам»?  ;-)

Будет здорово, если в комментариях вы поделитесь примерами действия принципа социального доказательства, которые вы наблюдали лично или уже используете в продвижении.

mariagoubina_st

Мария Губина, автор проекта «Маркетинг с азов», тренер, бизнес-консультант

Добавить комментарий

девять − девять =

У этой записи 5 комментариев

  1. Фёдор

    В каком-то магазине видел: рядом с популярным товаром табличка: сегодня уже купили столько-то штук. Интересно, работает ли

    1. azconsult

      Вот наверняка не скажу, но не вижу причин, чтобы не работало. Если это не какой-нибудь товар, которым все хотят обладатьэксклюзивно

  2. Nataly

    Мне почему-то эта статья воспоминания не о покупателях навеяла, а о конкурентах. Работала я в одной фирме, с репутацией выше некуда. Продукция ценилась на мировом рынке. Была ручной работы и дорОГОГО стоила. Что не давало покоя многим.

    Первые лет 12 конкуренции не было, потом резко возросли запросы заказчиков. По политическим и другим причинам. Спрос вырос сильно, а предложение не спешило увеличиваться.

    И вот один работник от нас ушёл.. Открыл свою фирму и стал конкурентом в соседнем городе. Ни жарко, ни холодно. Работы всем хватало. А вот работников — не очень. Мы начали обучение молодежи, за три года выросли и в ширь и ввысь, открыли филиал. Народу тьма — приходилось отсеивать.

    Они уходили к конкуренту. Потом второй мастер от нас ушёл. Под бок. Стал еще одним конкурентом. Затем третий ушел. Четвёртый…. В итоге ушли почти все. И стали работать сами на себя и кто во что горазд. Не буду говорить чем все закончилось, но такая массовая истерия имела место быть во времена кризиса. Стала Эпизодом Первым. Дальнейшие события — из другой оперы.

    1. azconsult

      Ну а что ж, конкуренты — тоже люди, и на них тоже действует принцип социального доказательства. Хотя, возможно, сотрудники уходили по другим причинам.
      Спасибо за ваши комментарии. Очень интересно их читать!

      1. Nataly

        Интересная жизнь, интересная работа, интересные наблюдения — вот и комментарии соответствующие видимо. Спасибо вам и вашей команде за информацию на сайте — именно здесь вдохновляет чем-то тоже поделиться)))

        А конкуренты — они не просто люди))) Именно они нас вдохновенно провоцируют на развитие, на шаги к успеху, к лучшим решениям в бизнесе.

        У нас видимо однажды провозглашенный лозунг «Не хочу работать на дядю» — многих двинул не в ту сторону — не у всех бизнес-склад ума. Стоит ли уподобляться стаду баранов?