Как развивать творческое начало?
Тексты – всегда творчество. Чем они интереснее и богаче, тем легче их читать и воспринимать. К сожалению, не всегда в голову приходят креативные мысли, и текст выходит так себе. Но свою способность писать хорошо вне зависимости от настроения и погоды за окном можно тренировать. Сегодня поговорим об упражнениях для развития творческого начала. На самом деле упражнений намного больше, но я выбрала те, которые мне самой нравятся, которые я использую и знаю, каким положительным эффектом они обладают. Советую попробовать их для прокачки своих копирайтерских навыков.
Кстати, вот мы добавили эту статью в рубрику “Копирайтинг”. Но вы же понимаете, что в бизнесе или развитии собственного проекта тоже постоянно нужны творчество и креатив? Так что почитайте и попробуйте, даже если вы не пишете тексты.
Упражнение «Перефразируй»
Оно очень простое. Вы берёте обычные фразы или небольшие предложения и стараетесь сказать то же самое разными способами. Например, пойдем гулять. Еще можно сказать: Пройдёмся? Не хочешь ли размять ноги? Предлагаю прошвырнуться. Надо бы подышать воздухом. Приглашаю тебя на прогулку! Давай выйдем погулять? Пора отправиться на променад… и так далее.
Таких вариантов можно придумать много. Если вы периодически делаете это упражнение, то вам будет легче вспоминать и употреблять нештампованные фразы. Ваши тексты постепенно будут становиться богаче, стиль лучше, а мозг начнёт работать быстрее.
10+10
Берем существительное и пишем 10 прилагательных, которые к нему подходят. Например, существительное корова. Она какая? Большая, коричневая, рогатая, голодная, толстая и так далее. А потом пишем 10 прилагательных, которые к нему не подходят. Например: летающая, зелёная, колючая, прозрачная... То же самое можно делать и с глаголами: что наша корова может и чего не может делать.
Важно: предложить варианты надо как можно быстрее! Можно даже засекать время на секундомере и соревноваться с собой — улучшать время.
Очень здорово это упражнение подходит для игр с детьми, когда надо их чем-то занять в дороге или в очереди в поликлинике. Если есть пространство, то можно совмещать с игрой в мяч, чтобы добавить ещё какое-то действие. Мы с дочкой играем так: я ей называю существительное, а она мне прилагательное и сразу своё существительное, а потом наоборот. Получается двойная польза: и мы с вами развиваемся, и дети тоже, да ещё и весело проводим время.
Придумай историю
Нужно взять от двух до пяти понятий, которые между собой никак не связаны, и сочинить историю. Откройте словарь, книжку или любой сайт и ткните в любое место пальцем. Чтобы историю было сочинять проще, ограничьтесь двумя понятиями; если хотите серьезной тренировки – берите сразу пять. Например: корова, крылья, вертолет, лягушка, деньги. Попробуйте-ка составить связную интересную историю!
Начало нашей истории получилось таким: Две закадычные подруги, корова и лягушка, всегда мечтали полетать в небе. Денег на вертолет и самолет у них не было, и они решили смастерить себе крылья…
В истории тоже интересно играть с детьми. Например, можно сочинять вместе сказки на ночь. Ну а для того, чтобы потренировать именно копирайтерский навык, лучше делать упражнение письменно.
Придумай рекламу
Упражнение очень похожее, только пишем не просто историю, а рекламу с использованием двух-пяти понятий. Придумываем продукт, предложение и составляем объявление по всем правилам продающих текстов. Мы со студентами пробовали делать это упражнение, выходит очень смешно, а смех тоже полезен для мозга.:)
Рерайтинг
Тут нет ничего необычного – просто рерайтинг, то есть переписывание чужого текста своими словами до высокой уникальности. Если у вас мало опыта в написании текстов, начать тренировки можно именно с рерайтинга. Практикующим же копирайтерам стоит иногда специально браться за такие заказы.
Рерайтинг наоборот
А вот это уже интереснее. Вы берёте текст и стараетесь придать ему прямо противоположный смысл, сохраняя объём и структуру. Получается как бы рерайтинг, но (как следует из названия) – наоборот. Отлично, если удаётся противоположный смысл придать каждому предложению и сохранить стилистику текста. Иногда получается что-то довольно смешное, иногда что-то гипертрофированное.
Аналогии
Нужно выбрать два понятия, которые между собой абсолютно не связаны, и пытаемся найти между ними связь. Помните, как в “Алисе в стране чудес”: Что общего между вороной и банковской конторкой? :)
Нужно найти как можно больше общего, похожего и тоже желательно как можно быстрее.
Склеивание
Это упражнение здорово включает креатив. Вам нужно придумать новый продукт, персонаж или предмет. Берём два не связанных между собой существительных и “склеиваем” их, соединяем, придумывая что-то такое, что сделало бы их единым целым. Например, если взять женщину и рыбу, то у нас получится русалка. Это кто-то придумал уже до нас. А мы можем придумать какое-то своё слово. А потом рассказать историю о получившемся предмете/понятии/персонаже или прорекламировать его.
Безумный генетик
Упражнение связано с рисованием. А рисование, как мы знаем, отлично развивает правое полушарие и наше творческое начало. Берём лист бумаги и рисуем непонятное существо: копытное, хвостатое, такое, как нам вздумается. Причём надо за собой следить, чтобы не получился узнаваемый зайчик или корова с крыльями, то есть кто-то понятный нашему воображению. Нужно нарисовать такую кракозябру, какая нам никогда бы в жизни не встретилась, чтобы невозможно было представить, кто это. Нарисовали? А теперь пишем про него историю. Кто это, откуда взялся, где живёт и так далее. А некоторые ещё умудряются рекламировать это существо в качестве домашнего питомца и рассказывать, какие выгоды ждут владельца после его приобретения.
Тоже очень рекомендую попробовать делать это упражнение с детьми. Один рисует, второй рассказывает историю, потом наоборот.
Дизайн интерьера
И последнее упражнение. Мы берём 10 любых слов из словаря, можно 15, как вам вздумается, тоже не связанных между собой, и описываем помещение, в котором присутствуют все эти 10 понятий. Это может быть дом, в котором они есть во внешней отделке, может быть интерьер, где они есть внутри. Нужно описать, какую из функций каждый из предметов выполняет, так, чтобы они логично соседствовали в вашей истории и в помещении/интерьере.
Вот такие 10 упражнений мы любим и практикуем.
Кстати, если хотите, сделайте любое из упражнений и поделитесь результатом в комментариях. Очень интересно посмотреть, что получится.:)
Мария Губина, автор проекта «Маркетинг с азов», тренер, бизнес-консультант
Если вам сложно начать писать и вы не знаете, с чего начать – сделайте упражнения на преодоление “Страха перед белым листом”! Скачивайте бесплатный вебинар, применяйте полученные знания и начинайте писать!
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.
Как интересно! Что-то знала, но многое нет. Стащила в копилку! А вот про сказку тоже хочу уточнить: вот с этими прямо словами? И что, вот здесь и выложить? А ведь напишу)
Вот здесь и выложить, да:)
Елена, сказка необязательно должна быть длинной. Это могут быть всего несколько предложений, но чтобы в них обязательно присутствовали все упомянутые слова в любой последовательности.