Новое SEO: на что ориентироваться предпринимателям и специалистам в 2017 году. Интервью с Дмитрием Шаховым
Весь маркетинг сейчас поворачивается лицом к клиенту. Уже всем очевидно, что начинать нужно с потребности целевой аудитории, с запроса, а не пытаться любой ценой продавать снег зимой. Всё это справедливо и для отдельной области интернет-маркетинга — SEO-продвижения, где всё быстро меняется. Кто такой современный SEO-специалист и как частным проектам выстраивать SEO в этом году, мы узнали у руководителя агентства “Ремарка” Дмитрия Шахова. “Ремарка” занимается созданием и продвижением сайтов с 2005 года, экспертам компании смело можно доверять и на их мнение стоит опираться.
Какие изменения в SEО ждут нас в 2017 году? Вы немного говорили об этом на Seoinsoul: об аналитике и обучении SEO-специалистов. Может, что-то добавите? Мы смотрим с точки зрения малого предпринимательства, частных проектов, фрилансеров со своими площадками.
Поиск движется в сторону всё лучшей оценки поведения пользователей. Сегодня поисковая система может отличать пользователя, даже если он меняет устройства. Дальше больше. В потенциале это может изменить картину в SEO кардинально.
Сейчас, например, трудно представить, как жить сеошнику, если у каждого пользователя будет сильно своя выдача на каждый запрос. Уже есть трудности с измерением видимости по ядру, а когда каждый будет видеть что-то своё, то понадобятся совершенно другие метрики для оценки работы по поисковому продвижению. Строго говоря, если это случится завтра, судить придётся только по трафику. Но как тогда оптимизировать посадочные, если 10 лет все учились это делать по конкретным ключам. В общем, вы подняли широкий и скорее философский вопрос, на который в любой перспективе трудно дать точный ответ.
Каков, на ваш взгляд, сегодняшний рынок SEO-услуг, а именно: чего не хватает SEO-специалистам, чтобы идти в ногу со временем?
Рынку не хватает подготовленных сеошников. А сеошникам, которые уже работают, не хватает кругозора. Большинство специалистов привыкли работать с горячим трафиком в поиске. Им трудно посмотреть на посадочные страницы взглядом пользователя. Им подавай точные цифры: на сколько сдвинуть таблицу с ценами, чтобы позиции стали выше по запросу.
Но точных оценок для всего теперь нет. Надо подгонять каждую посадочную отдельно, заходя с широких мазков по ядру в целом. Это нудный и кропотливый процесс, имеющий мало общего с тем, как ты закупал тысячи ссылок или использовал накрутку поведенческих факторов. На этой рутине трещат и ломаются мозги множества сеошников. Но что ещё хуже, погружаясь в эту рутину, они не могут потом подняться над ситуацией и найти какое-то новое решение старой проблемы.
Если бы вы были владельцем Яндекса или Гугла, то в сторону каких услуг/функций продвигали бы поисковики? :)
Вопрос-шутка, как я понимаю. У меня же нет того объёма информации, который есть у них, чтобы оценить перспективы развития.
Как пользователю мне очевидно желание поиска монетизировать свою работу ещё сильнее. Но я бы постарался не забывать о лояльности пользователей. Уже сегодня поиск — это меньше трети от всего мирового трафика. И эта доля будет уменьшаться всё больше, если социальные сети предложат пользователям решение их проблем до визита в поисковую систему.
Из сегодняшних дней самым правильным решением Гугла видится вложение в развитие Андроида, а также покупка Ютуба. Яндекс и Байду запоздало, но идут тем же путем.
Консолидация и интеграция. Но при этом не забывать о качестве самого поиска.
Как нам кажется, SEO-специалист всё больше становится маркетологом. Что должен знать он, современный продвинутый, какими знаниями обладать?
Это миф. Сеошник не должен становиться маркетологом, потому что тогда он перестанет быть сеошником. Он должен расти в своей профессии.
А вот маркетологам стоит проявить больше внимания к рекламным каналам в интернете: как они расслаиваются и что могут дать тому бизнесу, который эти маркетологи представляют.
Хороший сеошник должен уметь пользоваться основными инструментами для сокращения временных затрат, должен уметь составлять стратегии продвижения, а не только пользоваться наиболее популярными. Должен, наконец, уметь ориентироваться в статистике – анализировать количественные показатели продвигаемого проекта в разных срезах.
Куда пойти учиться, чтобы стать SЕО-специалистом?
Начинать нужно с базового образования с сильной математической подготовкой: матфак, физфак, любой факультет, где матанализ и теория вероятности даются не поверхностно. Затем второй слой из профессиональной области: подойдет любой учебник, даже Ашмановская книжка (Игорь Ашманов, Андрей Иванов «Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах» – прим.ред.) до сих пор наполовину правдива. А дальше надо всё забыть и начать развиваться по постоянно обновляемым источникам: тематические СМИ, блоги, конференции.
SEO – быстро меняющаяся область. Нужно постоянно держать себя в тонусе.
А где получить начальные знания о SЕО предпринимателю, чтобы хотя бы понимать, как мониторить работу аутсорсера, говорить с ним на одном языке?
Я в своё время запустил курсы начального уровня, чтобы предприниматели научились понимать своих подрядчиков. И до сих пор треть моих учеников – это бизнесмены либо их сотрудники. Начальных знаний на любых курсах будет вполне достаточно, чтобы перестать путаться в терминах и не дать себя увести в сторону при составлении планов по проработке сайта.
Благодарим Дмитрия за быстрый отклик и за ценные советы как для предпринимателей, так и для SEO-специалистов. А вы уже позаботились о курсе продвижения своего сайта?
Дмитрий Шахов, руководитель агентства “Ремарка”
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.