Строго говоря, таких понятий как «белый маркетинг», «черный маркетинг», «красный маркетинг» или любой другой «цветной» маркетинг не существует. В России часто принято использовать цветовые понятия «белый», «черный», «серый» для описания этичности и/или легальности того или иного действия. Например, все знают о цветовой градации бухгалтерии.
Кроме того, существует понятие «dark marketing», что так же иногда переводится как темный маркетинг, но скорее это «скрытый», «замаскированный», «невидимый». Это особый вид, касаться которого мы здесь не будем.
Оттенки серого в маркетинге
Идеально, если интересы и выгода клиента и ваши совпадают. Например, выцветающие полоски показывающие, что пора сменить зубную щетку, служат и для удобства клиента (не всем легко уследить прошло ли два-три месяца), и для увеличения прибыли компании-производителя за счет большего количества покупок, совершенных человеком за год. Это «белый» маркетинг.
Чем дальше интересы и выгода клиента от вашей, тем «чернее» становится маркетинг. Например, магазин объявляет о грядущей распродаже и прямо перед ней поднимает цены так, что «скидка» едва-едва перекрывает повышение. Или в том же магазине рядом с привлекательным ценником будет лежать такой же товар, но другого цвета, другого размера и, соответственно, с более высокой ценой.
Путь от «белого» до «черного» маркетинга
Салон красоты, параллельно продающий средства ухода за собой, сам по себе вполне положительное явление. Это удобно для клиентов, это выгодно салону и производителям продаваемых средств.
Салон обзванивает дам, которые еще не являются его клиентами и приглашают к себе на бесплатную консультацию и пробу предлагаемых продуктов. Хороший рекламный ход. Возможно, мало эффективный, как и любые «холодные» звонки, но это «белый» маркетинг. Женщина познакомиться с мастером и косметической линией, а салон, возможно, приобретет постоянного клиента.
Во время процедуры предполагаемой клиентке обрабатывают половину лица, оставляя вторую нетронутой, «чтобы Вы могли сравнить и увидеть результат». Этот рекламный трюк смотрится интересно в каком-нибудь телешоу, после которого по условиям контракта все лицо приводят в порядок. В рассматриваемой ситуации это больше похоже на грубое подталкивание к покупке «второй половины». Сколько женщин захочет быть наполовину ухоженными?
Вы думаете, это уже самый «черный» маркетинг?
В конце клиентке, которая не попросила «вторую половину» и не спешит купить новые средства, выставляют счет «за консультацию». Возможно, скромный человек и заплатит, не желая ссылаться на звучавшее в приглашении слово «бесплатно». Но в любом случае, эта женщина уже никогда не вернется в этот салон и своим друзьям не посоветует. Даже, скорее, наоборот: выйдя из салона, клиентка обзвонит всю свою телефонную книжку и теперь звонки салона по номерам ее подруг и подруг ее подруг будут не просто «холодными», а «ледяными».
Если вы хотите как можно скорее заработать больше денег, то вы можете использовать любой метод. Но если ваша цель – долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество с постоянным клиентом, остерегайтесь неэтичных методов. Наши люди настолько привыкли к тому, что их постоянно обманывают, завлекая «скидками», «акциями» и «бонусами», что если вы будете с ними предельно честны, одно это выделит вас среди конкурентов и расположит к вам ваших клиентов.
Белым маркетингом занимаемся на тренинге «Маркетинг с азов»
Вы можете пройти его в записи >>>>>
/Автор текста: Василиса Солнцева/

