Распределение компетенций и управление проектом
Мы начинаем отвечать на те вопросы участников марафона по планированию, которые не закрыли на вебинарах и форуме. Не обещаю, что на все ответим сразу и быстро. Если у вас вопрос горящий – напишите нам Вконтакте в раздел мини-консультаций, это бесплатно. А сегодня Екатерина Грохольская, бизнес-тренер, пилот воздушного шара, хозяйка двух бизнесов, рассказывает о распределении компетенций.
В любом бизнесе много разных задач. Часто они могут пересекаться друг с другом. Поэтому на этапе принятия решения о создании бизнеса стоит подумать о том, какие компетенции понадобятся и каким образом их можно закрыть на первых порах.
Ради сокращения издержек начинающие предприниматели ищут партнёров и сотрудников среди своих знакомых, друзей и родственников. Возьмём и мы для примера семейный бизнес и разложим его на основные компетенции.
Отмечу, что в этой статье мы не будем рассматривать целесообразность работы с близкими и родственниками, а просто изучим подход.
В качестве примера возьмем такую идею: пошив забавных игрушек.
Основные компетенции, которые нам понадобятся при реализации:
- Швейное производство
- Сбыт
- Снабжение
- Маркетинг (исследование рынка, реклама, продвижение)
- Логистика
- Склад
Чаще всего бизнес-идеи вырастают из большой мечты и страстного желания что-либо делать, творить. Поэтому можно сказать, что в 90% случаев бизнес начинается с «производства товаров и услуг».
Теперь рассмотрим на нашем примере:
Мама хорошо и качественно шьёт игрушки. Значит, мама – «Швейное производство»?
Действительно, у мамы есть – швейная машинка и навык шитья, необходимые для производства. А ещё в проекте пригодятся ее навык общения в соцсетях и большая кладовка под склад.
Таким образом, мама закроет сразу 3 компетенции:
- Швейное производство
- Маркетинг (исследование рынка, реклама, продвижение)
- Склад
Но у мамы нет: материалов, времени на шитьё, навыков продаж, транспорта.
Открытыми остаются компетенции:
- Сбыт
- Снабжение
- Логистика
Мама знает, что у папы есть машина, и он работает рядом с ткацкой фабрикой, при которой имеется большой магазин «Всё для шитья». Мама просит папу привезти ей по списку ткани, фурнитуру и прочее.
Компетенции Снабжение и Логистика закрываются папой.
Компетенцию Сбыт маме удается закрыть благодаря бабушке. Она вяжет носки и варежки и торгует ими в холодное время года на рынке в свое удовольствие. Бабушка согласилась брать игрушки на реализацию.
Еще одна проблема мамы – это нехватка времени, что значительно затрудняет скорость наработки ассортимента. Мама вынуждена перераспределять своё время и делегировать обязанности.
Мама находит 3 основных направления утечки времени:
- кружки младшего ребёнка;
- продвижение групп в соцсетях;
- попытки изучить сайтостроение.
С первым пунктом помогает справиться дедушка: он возит младшего на кружки.
Дочь, которая активно пользуется соцсетями, получает подробную инструкцию о том, что, когда и где публиковать, и закрывает второй пункт.
Старший сын увлекается созданием сайтов-визиток, поэтому ему поручили освоить более сложную систему и закрыть третий пункт.
А тут-то и начинается самое интересное.
Мама, освободив себе время для производства, в скором времени понимает, что:
- папа привез не те материалы;
- сын так и не поставил необходимый модуль интернет-магазина на сайт;
- дочь некорректно обошлась с покупательницей, чем упустила выгодную клиентку;
- только бабушка с дедушкой пока справляются неплохо, но бабушка уже получила предзаказ на большое количество игрушек, о чем постоянно напоминает маме.
Вот тут-то остро и встаёт вопрос, кто управляет этим бизнесом?
А ведь скоро объёмы товара или спрос на него увеличатся, придётся нанимать дополнительных, уже чужих людей. Необходимо будет выстраивать стратегию продвижения, искать новые рынки.
Мы очень часто упускаем из виду одну очень важную компетенцию, оставляем её за скобками, как очевидную – мол, кто начал, тот и управляет. На самом же деле всё совсем не так однозначно, особенно когда все участники бизнеса начинали вместе или приходятся друг другу родственниками.
Чтобы не было скандалов и обид, необходимо еще на берегу определить, кто рулевой.
Обычно это не тот, чья идея, а тот, кто смог её реализовать.
Если “шить игрушки” придумала бабушка (под предлогом того, что мама шила красивые игрушки в детстве), но весь её вклад в дело ограничивается ежедневным давлением на маму и точкой продаж на рынке, то получается, что бабушка не управленец, а Канал сбыта, “мотивирующий” маму к производству востребованного товара.
Если мама только шьёт и больше ничем другим не занимается – то она Производство.
Папа – Логистика и Снабжение. Сын с дочерью – Маркетинг.
В нашем же случае мама нашла материалы, придумала модели и названия, поспрашивала знакомых, где бы они такое искали и как применяли, со всеми договорилась, где нужно – посчитала, куда нужно – позвонила и указала всем остальным, куда и зачем двигаться, плюс все время контролирует это движение. Получается, что в этой ситуации мама – управленец!
Управленцем может быть любой участник этой группы, вне зависимости от пола и возраста, важно, что он это делает. Управлять бизнесом могут и два человека, при условии, что они выполняют разные задачи.
Очень важно определить управляющего и выстроить иерархию принятия решений на начальном этапе (или в тот момент, когда пришло осознание отсутствия управленца).
И маленький совет в завершение: лучше и вовсе не работать с друзьями и родственниками – это очень редко приносит хорошие результаты в перспективе.
Автор статьи – Екатерина Грохольская. Вопрос Екатерине можно задать в комментариях или на форуме.
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.