Как планировать работу над текстом
Недавно мы рассказывали о том, как правильно начинать творческий процесс, что следует сделать перед тем, как написать текст, книгу или создать что-то другое, требующее, казалось, только вдохновения. Но оказывается, даже в творческой работе — если она нацелена на результат — необходимо проводить подготовку и планировать. Сегодня коуч Ольга Гаврилина расскажет, как именно планировать написание любого текста.
Одна из типичных ошибок начинающих авторов — писать текст до тех пор, пока мысли не иссякнут. В результате — километры бессвязных мыслей и ощущение, что, когда текст всё-таки соберёшь воедино, будет много воды.
Изменить эту ситуацию очень просто: продумывайте текст и этапы работы над ним заранее.
Заранее представьте масштаб и уровень текста
Во-первых, важно честно признаться себе, что именно вы хотите написать. Рекламную статью на три абзаца, брошюру развлекательного характера, двухтомный производственный роман или что-то ещё.
Часто люди своего замысла стесняются: то он кажется им несерьёзным, то слишком заумным, то слишком масштабным. В итоге задачу они ставят перед собой не ту, которую стоило бы поставить — и вместо короткой статьи вымучивают из себя книгу в суперобложке и с золотыми буквами или наоборот.
В моей практике бывали случаи, когда в процессе обсуждения на коуч-сессии клиент отказывался от своего замысла. Вдруг становилось понятно, что вся грандиозная мысль хорошо укладывается в одно предложение, а всё остальное — это только личные эмоции, которые уместнее отнести психотерапевту и разобрать. Или наоборот: клиент рассказывает о нескольких замыслах, ни один из которых никак не может начать, а в результате осознаёт очень сильную связь этих тем на уровне ценностей и понимает, что все они отлично будут смотреться в одной книге, а не в трёх. Бывало, что один большой замысел распадался на несколько частей, и сразу становилось понятно, в какой последовательности и в каком объёме излагать материал. Примеры очень разные, так как процесс этот индивидуален, у каждого автора своя история осознания текста.
Сложно начать писать — письма, на сайт, в блог, в прессу?
Скачайте прямо сейчас или в конце статьи мой вебинар «Упражнения на преодоление страха белого листа».
Итак, когда задача поставлена настоящая, выполнить её легче.
А ещё она должна был чётко сформулирована.
Я хочу написать статью с предложением своих услуг и тремя историями клиентов, которым я помогла.
Я хочу написать книгу о том, как спасти планету от экологической катастрофы, проследив историю мусора от начала веков до современности.
Ваш замысел, если он действительно ваш замысел, не может быть плохим. Смело признавайтесь себе, что именно вы хотите получить в результате, и избавьте себя от необходимости писать не то, что вы хотели бы (или должны).
Написать вступление не значит начать текст
Далее важно понять, что начало текста и начало вашей работы над ним — это не одно и то же. У любого текста есть вступление, в котором автор прокладывает дорожку к основному содержанию, и, как я это называю, точка входа — то, с чего автор начал писать текст.
С чего вам хочется начать? Или: какую часть работы сделать проще всего?
Возможно, вам было бы удобнее начать с тех самых историй клиентов: описать их и потом уже сформулировать предложение и расположить всё это лучшим образом внутри заметки. Или сначала максимально конкретно сформулировать свою услугу, а потом уже описать кейсы.
В объёмном замысле точками входа могут быть и отдельные главы, и более мелкие фрагменты. Кому-то удобнее начинать с обзора литературы по теме, кому-то — с практической части, кому-то — с выводов по каждой главе. Всегда есть что-то в вашем замысле, что вы можете сесть и написать прямо сейчас или в ближайшее время.
Собственно, первый пункт вашего плана — написать то, для вас легче и интереснее.
Проанализируйте, нужна ли какая-то дополнительная информация. Возможно, есть главы, которые никак не могут быть написаны раньше каких-то предыдущих. Всё это тоже стоит запланировать. Иначе можно совершенно искренне пойти гуглить дату первого упоминания Москвы в летописи и спустя три часа «с удовольствием» обнаружить, что, кажется, все посты прокомментированы, а фотографии отлайканы. Только текст («А? Что? Какой текст?») почему-то не увеличился в объёме.
После коуч-сессий, посвящённых планированию текста, клиенты признаются, что словно гора с плеч упала, потому что вместо путаницы и хаоса мыслей появилась стройная система и чёткое понимание, что, когда и как делать.
При составлении плана помните, что у вас есть жизнь, а в ней — предсказуемые события типа полугодового отчёта, отпуска, дня рождения любимой тёти или свадьбы племянницы.
Подсказка! Лучше, чтобы текст и эти события не совпадали, а удобно укладывались в ваши планы. Чтобы в вашей жизни было творчество, должна быть сама жизнь. Для меня это — одна из личных и профессиональных ценностей. Буду рада, если вы её разделите.
Очень важный момент — бережное отношение к себе. Уже в черновике есть смысл отформатировать текст. Помню, мне однажды прислали текст на редактирование, я сделала выравнивание по ширине, добавила абзацный отступ, выставила одинаковый шрифт и немного изменила границы самих абзацев, а клиент был уверен, что я текст заново переписала. Если текст визуально красив, то он не только легче пишется, но и интереснее получается. Но не переборщите: чёрным по белому — это лучший вариант.
Итак, мы разобрали вопросы планирования творчества, но у многих творчество — это настолько естественный процесс, что приходится не его встраивать в обычную жизнь, а все остальные дела строить вокруг творчества.
О том, как жить тем, кто пропитан творчеством до мозга костей, — в одной из следующих статей.
Ольга Гаврилина — коуч уровня АСС, сертифицированный по стандартам ICF, автор и ведущая курса «Мастерство создания текста», автор проекта «Твой текст»
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.