Как правильно сосредоточиться на творческом процессе
Если бы вы решили написать книгу, как бы вы подошли к этому процессу, с чего бы начали? Среди наших читателей много авторов творческих проектов, фрилансеров-копирайтеров и других специалистов, работа которых тесно связана с творчеством. От чего зависят творческие способности? Являются ли они изначальными и постоянными или их можно развить, воспитать, поддерживать на должном уровне или преумножать? Мы задали этот вопрос Ольге Гаврилиной, коучу научного и творческого процесса. Сегодня рассмотрим эту тему через призму процесса написания книги. Даже если вы вовсе не собираетесь становиться писателем, вполне может быть, что вам нужно будет написать несколько важных постов на рабочей странице в соцсети. Или в вашем случае речь идёт о другом творческом процессе, для которого понадобится концентрация внимания и самоорганизация. Тогда представляйте вместо книги или текста продукт вашего творчества.
Для начала я задам вам три вопроса.
- Вы хотели бы раскрывать творческие способности или писать книгу?
- Вам больше хочется самопознания? Уметь писать книги в целом или написать конкретную книгу или статью?
- Вам важно написать великую книгу на все времена? Или написать книгу, которую вы сможете свободно продавать или дарить?
Ни в одном вопросе нет подвоха. Каждый вариант ответа правильный и глубокий. Ответ никак не характеризует вас или ваши таланты. От ответов зависит только план дальнейших действий.
Три фактора идеальных условий для творчества
Раскрывать творческие способности можно (и, пожалуй, нужно) всю жизнь. Их можно реализовать в искусстве, в быту, в общении с людьми. Но, даже на 100% раскрытые, они не обещают вам результат в виде текста.
Познавать себя, разбираться со своими страхами, неуверенностью, синдромом самозванца тоже можно бесконечно долго. Это интересно и полезно, но не гарантирует вам того, что нужный текст будет написан. Обучаться мастерству слова, получать второе образование, читать все бестселлеры о том, как написать книгу — тоже полезно и тоже интересно. Но не продвигает вас в сторону вашего текста.
И чистый остаток заключён в простой формуле: чтобы написать книгу, надо её писать. Это первое.
Второй важный момент: в работе над книгой нет необходимости делать всё самостоятельно от и до. Это не контрольная работа и не выступление вашего ребёнка на утреннике.
Если вы сомневаетесь в своей грамотности — сразу ищите редактора и корректора. Если вам легче писать от руки или говорить, чем печатать, пользуйтесь диктофоном и услугами наборщика. Отредактировать или напечатать текст может другой специалист. Но только вы можете сказать то, что вы хотите.
Кроме того, польза любого взаимодействия в том, что вы перестаёте вариться в собственном соку и получаете обратную связь уже в процессе работы. Любое сотрудничество — это дополнительные сроки и обязательства, которые будут вас стимулировать.
А если вам хочется усилить ваш замысел, проработать структуру, логику, сформулировать конкретные мысли или собрать воедино детали, подумайте о партнёрстве с коучем. Этот специалист не станет давать советов или предлагать, как лучше написать с его точки зрения. Но поможет с помощью простых вопросов раскрыть ваши идеи до такой степени, чтобы собрать их воедино. Вам останется их записать. И это станет лёгкой работой, которую вы, скорее всего, выполните с удовольствием.
Мои клиенты, работавшие над объёмными текстами, часто говорят, что без коучинговой поддержки не обойтись. Они не то чтобы писали бы дольше или хуже, они даже не сели бы за работу. Настолько запутанными им казались собственные мысли. Но, раз за разом проясняя те или иные вопросы, связанные с текстом или процессом его написания, они двигались вперёд и получили отличный результат.
Третий момент заключается в том, чтобы честно признаться себе, что вы пишете книгу или создаёте что-то другое, важное для вас. Поэтому надо выделить для этого место, время и пункты в своём планировании. Бывало у вас такое, что вы, решив написать текст, вдруг понимали, что в раковине гора грязной посуды. Её надо помыть. А потом заметили, что надо бы поесть, чтобы лучше сосредоточиться. И примерно в этот момент вспомнили, что ещё не оплачены счета или не составлен список покупок?
Мы все живые люди. С появлением необходимости поработать или создать что-то бытовые заботы не улетучиваются сами собой. В своём ежедневнике, календаре или другом планировщике отметьте время для творчества. И тогда вы будете точно понимать, что именно надо в течение этого времени сделать. Вероятнее всего, повседневную рутину вы отложите. Тут есть маленький секрет: выделяйте столько времени, сколько сможете работать не отрываясь. И (это важно!) действительно не отрывайтесь от работы, даже если мысли не придут сразу. Просто помните, что это время — только для творчества.
Сложно начать писать — письма, на сайт, в блог, в прессу?
Скачайте прямо сейчас или в конце статьи мой вебинар «Упражнения на преодоление страха белого листа».
Даже самый маленький шаг — это движение
Часто приходится слышать от начинающих авторов, что им для свободного творчества нужно несколько часов ежедневно. Это время действительно бывает сложно выкроить. Но я предлагаю очень простое правило: хотя бы строка в день — и ни дня без строчки. Суть в том, чтобы ежедневно писать одну строку или одно предложение. Если будет время, возможность и желание, то, конечно, можно продолжить. Если нет — ставим точку и идём заниматься другими делами.
Поначалу эта идея может вызвать недоверие. Но вот уже больше двух лет в Фейсбуке я веду закрытую группу «Строка в день — ни дня без строчки». Участники неизменно убеждаются, что лучше ежедневно создавать по строчке, чем по полгода не писать ничего. Вы можете присоединиться к группе, если чувствуете ценность такой поддержки.
В заключение скажу о пространстве для творчества. Иногда бывает, что текст «не идёт», потому что автору некомфортно. Видели в интернете этот чудесный сюжет: женщина-фрилансер зарабатывает большие деньги, лёжа на животе перед ноутбуком? А вы пробовали хоть пару слов так напечатать? Вряд ли вас хватит надолго.
Творчество складывается из мелочей. Ваше кресло оказывается слишком мягким. Ветерок из раскрытого окна слишком приятным. И вот вы уже погружаетесь в мир грёз. Хотя текст предполагает, что вы будете предельно собраны и внимательны. Участники моего курса о мастерстве создания текста часто признаются, что каждый текст «выбирает» своё место. Что-то пишется только дома на кухне, что-то — в метро, что-то — в кафе или в библиотеке. Это не каприз, а форма заботы о себе и поддержания себя в творческом процессе.
В следующей статье мы поговорим о том, как спланировать текст.
А как у вас обстоят дела с творчеством? Получается планировать и качественно сосредоточиться на процессе?
Ольга Гаврилина — коуч уровня АСС, сертифицированный по стандартам ICF, автор и ведущая курса «Мастерство создания текста», автор проекта “Твой текст”
Твой Текст: коучинг процесса и результата
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.