Как подготовить и провести тренинг. Ликбез по организации онлайн-обучения
Большинство подписчиков проекта “Маркетинг с азов” были на моих тренингах и вебинарах. Многие хвалят нашу организацию учебного процесса – спасибо! При этом на консультации часто приходят те, кто пока только планирует выходить в онлайн с обучающими продуктами. Те, для кого проведения интерактивного тренинга или вебинара — пока тёмный лес. И по электронной почте часто задают вопросы на “вебинарную” тему:)
Я решила сделать ликбез для начинающих. Расскажу о форматах, в которых чаще всего проводится онлайн-обучение, упомяну о необходимой и достаточной технической базе, о способах обратной связи и ещё кое о чём.
Итак, из чего состоит обучающий продукт и как его упаковать?
Формат
Тренинг и интенсив
Интенсив — это 4-6 вебинарных часов в день. Его имеет смысл проводить, когда домашних заданий (далее — ДЗ) либо нет, либо задание общее на всю программу.
Например, я делаю интенсив по продающим текстам. Можно провести его в формате тренинга и после каждого вебинара писать маленький кусочек текста. Но можно провести целиком, а ДЗ будет единое — написать один текст.
Если после каждого вебинара предполагается отдельное и объёмное ДЗ, то лучше его делить на разные дни с перерывом на выполнение этого задания, и это тренинг. Это особенно важно, если выполненные ДЗ нужны для дальнейшей работы в рамках этого же курса.
Например, если у меня на тренинге по маркетингу участник не успеет сделать ДЗ по позиционированию, ему трудно будет построить линейку продуктов. А если он не построит линейку и не определится с ценами, ему никак не выйти будет на планирование маркетинга. Он увидит, что отстаёт, потеряет мотивацию и не получит результата.
Оптимум — 2-3 вебинара в неделю: в зависимости от объёма ДЗ.
Промежуточный формат (обычно его тоже называют интенсивом) — ежедневные вебинары с домашними заданиями. На таком курсе людям нужно отложить все другие дела, прочие рабочие и нерабочие задачи, чтобы успевать. Поэтому такой курс имеет смысл делать только коротким. Например, наш курс “Маркетинг-экспресс” проходит в таком формате.
Ещё один новый формат я придумала этим летом и реализовала его на курсе “Продвижение личности в соцсетях” — это одновременно интенсив и длинный курс. Я провела интенсив за выходные для тех, кто предпочитает штурмовую работу. А потом мы порезали материалы интенсива на маленькие уроки и публиковали их ежедневно в течение месяца, а участники делали задание пошагово. Сейчас, пожалуй, я считаю этот формат самым результативным и думаю повторить его с другими моими курсами.
Тренинг-практикум, воркшоп
В этом формате я и работаю на курсах по маркетингу и копирайтингу. Это когда участники не просто делают упражнения, но выполняют некую практическую работу для своего проекта.
Мини-тренинг (мини-курс)
Это программы либо с малым количеством вебинаров (но, в отличие от интенсива, не каждый день), либо с достаточно короткими уроками (и тогда их имеет смысл делать в записи).
Например, в проекте “Мама-райтер” мы сделали мини-курс по саморедактуре текстов.
Короткие форматы
Это разовый вебинар или мастер-класс на 1,5-3 часа.
На нём обычно дают информацию и помогают освоить определённый навык, иногда этот формат предполагает наблюдение за работой профессионала. Например, на мастер-классе по веб-аналитике можно показать настройку метрики в прямом эфире.
В этом году мы освоили формат вебинара-воркшопа с практической работой студентов не между вебинарами, а во время. Я рассказывала, участники слушали, а затем я делала паузу на выполнение задания в электронной рабочей тетради. Так мы провели мастер-класс по контенту. Я очень довольна результатами, за один день участники сделали основу контент-стратегии. Но моей ошибкой стала попытка дать на вебинаре слишком много информации. Участники устали, поэтому в следующий раз я буду стараться давать меньше — и материалов, и заданий.
Мастер-группа
Так часто называют обычные тренинги. На мой взгляд, мастер-группа — это формат, при котором участники и ведущий/ведущие выполняют определённые шаги вместе. При этом формате может вовсе не быть вебинаров, только задания и примеры выполнения от ведущего. Скажем, я могла бы сделать мастер-группу по запуску тренинга, по итогам которой новый тренинг был бы готов не только у каждого участника, но и у меня.
Ещё одна особенность формата мастер-групп — сильная поддерживающая среда в течение длительного времени. Например, сейчас в моём проекте существует мастер-группа для выпускников курсов по маркетингу. Вместе с коучем они работают над своими проектами в течение 10 недель.
При выборе формата тренинга мы отталкиваемся от того, сколько и какой информации нам нужно дать, что требуется от участников и какой результат они должны получить на выходе.
Тайминг
Обычно слушать вебинар дольше двух часов тяжело. Оптимум — 1-1,5 часа. Иногда делают мастер-классы на 3 часа, тогда желательно предусмотреть перерыв в середине хотя бы на 15 минут. Я сама провожу отдельные мастер-классы продолжительностью 2,5-3 часа с двумя перерывами.
Если нужно провести за один день 4-6 тренинговых часов, то лучше делать два больших перерыва: 30 минут перерыв на кофе + час на обед.
Я ещё пробовала давать дополнительные материалы в записи: кто успел — посмотрел сразу в тот же день, но можно и безболезненно отложить на потом.
Обратная связь
При проведении вебинара тренеру важно не только проверить задание, но и вовремя отреагировать на текущие вопросы участников.
Форматы обратной связи: голосом по скайпу, скайп-чат, письменно (почта, форум, тот же скайп, специальные сервисы), поддержка в соцсетях, разбор на вебинаре.
Голосом по скайпу
Это способ связи чаще применяется для дорогих пакетов. Работа голосом воспринимается дороже, чем письменная, хотя времени может занимать меньше. Мы обычно на тренингах анонсируем письменную поддержку, хотя по факту многие кураторы созваниваются со своими студентами по скайпу. Это их собственное решение — им так удобнее.
Скайп также поможет, если ДЗ не надо проверять ежедневно, а достаточно созвона и разговора раз в неделю. Это может быть, например, в растянутых по времени тренингах (2-3-6 месяцев). Как, например, на нашем курсе “Внутренняя кухня онлайн-курсов”.
Скайп-чат
Создаётся беседа для всех участников тренинга, где они могут что-то обсуждать, тренер комментирует.
Я так никогда не работаю — на мой взгляд, это ужасно ест время. Но, говорят, для психологической поддержки участников и создания командного духа — хорошо. Я же создала группу выпускников тренингов по маркетингу в Фейсбуке и добавляю туда участников уже в процессе тренинга — так они сразу оказываются в дружественной среде, а такого распыления внимания, как на чат, нет.
Письменно по почте
Годный формат для ежедневной обратной связи, для проверки письменных ДЗ и пр. Минус: если большой поток, то письма в почте теряются, можно пропустить. И оповещения, которые постоянно приходят, сильно отвлекают. По почте мы проводили первые тренинги, но уже давно отказались от этого формата.
Письменно на форуме
Такой вариант связи при проведении тренинга применяем мы. Он выглядит не очень красиво, ведь форумы изначально предназначены не для обучения, а для общения. Но нам и участникам удобно.
Мы делаем разделы для каждого тренинга, даём разные уровни доступа (куратор видит всех, участник — только свой и общий разделы). Делаем общий раздел, где выкладываем записи вебинаров + дополнительные материалы. И для каждого участника создаём свой персональный раздел, где он может сам делать подразделы, общаться с куратором и выкладывать ДЗ в формате гугл-документов с доступом на редактирование, чтобы писать мог и куратор тоже. Удобно: всё собрано в одном месте.
Письменно на специальных сервисах
Есть специальные площадки для проведения тренингов, например, Getcourse и подобные. Это платные решения с удобной инфраструктурой, дающей участникам и тренерам много возможностей.
Из бесплатных ресурсов я бы выделила Google Classroom — это бесплатная и достаточно удобная, как все гугловские сервисы, площадка. Плюс: можно прикреплять документы с гугл-диска и таким образом работать в единой экосистеме google.
Поддержка в соцсетях
Создаются закрытые группы в соцсетях, где участники выкладывают ДЗ и вопросы, тренер/куратор отвечает.
Раньше я думала, что это подходящий вариант для проведения недорогих тренингов с не очень глубокой проверкой, когда функция тренера/куратора скорее в том, чтобы похвалить. Но этим летом провела курс по продвижению личности в соцсетях, на котором один из пакетов подразумевал обратную связь именно в группе. Мы создали рабочие тетради в гугл-документах, участники выполняли задание там, а в комментариях к постам оставляли ссылки на тетради. Оказалось, что в таком формате вполне можно обеспечивать качественную проверку, особенно если задания даются небольшие.
Сложность: если группа большая, трудно следить за комментариями, есть риск потерять чей-то ответ.
Разбор на вебинаре
Этот способ можно использовать, когда мало участников или есть типичные ошибки, например, есть 5 участников, и разбор каждого ДЗ не более 5 минут. Или если ты можешь разобрать три работы, и все остальные 100 участников всё про себя поймут. В остальных случаях нужна индивидуальная обратная связь.
Формат обратной связи и дедлайны обязательно сразу оговаривать, иначе обязательно окажется так, что кто-то что-то не так понял и, возможно, ожидал, что ты будешь каждый день по скайпу с каждым разговаривать лично.:)
У меня была история, когда я как-то на вебинаре упомянула, что надо уложиться в дедлайн, а если не получается, то возможна работа после тренинга за отдельные деньги. Одна участница после тренинга спросила об этом. Тренинг был по копирайтингу, и я ей озвучила форматы: индивидуальная программа или аудит текстов. Она осталась недовольна, потому что она думала, что должна будет заплатить 1000 рублей за дополнительную неделю. Почему именно тысячу? Неизвестно.
А ещё одна моя студентка почему-то решила, что на тренинге я проверяю не только ДЗ, но и вообще все тексты, написанные в любое время. И прислала мне своё портфолио из 70 (!!!) текстов. В итоге всё решилось мирно, но прецедент был. Повторюсь, все оргмоменты фиксируйте и оговаривайте заранее!
Пакеты участия
Мы обычно выделяем 3-4 пакета.
Можно сделать два. Иногда бывает пять, но в этом случае участникам труднее разобраться. Больше пяти — никогда. Для недорогих тренингов типа введения в тему можно и один.
Давайте рассмотрим описание стандартных пакетов для проведения тренинга.
Зритель — участие без обратной связи
Мы как-то попробовали и «Зрителя» делить на два. В том числе был один вариант просто онлайн-участия в вебинарах, мы его делали по принципу «плачу, сколько хочу». В нашем случае всё проходило в рамках благотворительности, но обычно это плохая идея, поскольку занижает ценность тренинга и увеличивает риск копирования и распространения вашей информации. Такой риск в любом случае есть, но хотя бы не за 100 рублей.
Обычно «Зритель» у нас — это пакет с онлайн-доступом к форуму, дополнительным материалам. Можно на форуме задавать вопросы и общаться.
Средний пакет — один или два
Если он один, то это тот же «Зритель» + обратная связь.
Если два, то можно добавлять дополнительные опции.
Скажем, на «Маркетинге для фрилансеров» у нас есть пакет с обратной связью куратора, а ещё пакет с доступом в закрытую группу выпускников (не полноценная обратная связь, но возможность просить совета у «бывалых» и устраивать мозговые штурмы).
Дорогой пакет — VIP
Если все пакеты для тренинга включают личную поддержку тренера, то в дорогой пакет можно добавить:
- Дополнительную консультацию или несколько.
- Дополнительное время на обратную связь.
- Лишний месяц ответов на эпизодические вопросы.
- Коучинг и так далее.
Если ДЗ проверяют кураторы или идёт неглубокая проверка в стандартных пакетах, то в ВИП-пакет можно включить личную поддержку тренера либо более глубокую обратную связь.
ВИП-пакет должен существенно отличаться по цене от предыдущих, особенно от минимального.
Если сам тренинг состоит из этапов, то продвинутый этап можно никак не делить, он сам по себе ВИП.
Запуск тренинга
Длительность и стоимость запуска зависят от наличия или отсутствия подогретой аудитории.
Можно собрать тренинг сразу, просто разместив информацию на своей странице в соцсети. Это сработает, если нужна небольшая тестовая группа или если у вас огромная лояльная аудитория, которая с радостью купит всё, что вы делаете.
Можно запустить рекламу прямо на тренинг. Если у вас супергорящая тема, а тренинг не очень дорогой, то и холодная аудитория придёт. Но, к сожалению, сейчас “холодная” реклама на платные продукты работает всё хуже.
Есть и продажа в несколько шагов: анонсирование бесплатного мероприятия, на котором можно продавать тренинг или приглашать в ранний список.
Время на запуск нужно рассчитывать, исходя из запланированных процедур.
Если продаём сразу тренинг (например, в соцсети), то 1-3 недели.
Если делаем открытый вебинар, на котором продаём тренинг, то вебинар нужно запланировать за 5-10 дней до тренинга, и ещё 1-2 недели оставляем на рекламу вебинара (а если это реклама через соцсети, то нужно добавить неделю на тестирование).
Если у нас цепочка: вебинар + ранний список + тренинг, то на ранний список добавим ещё около 3-4 недель.
Ранний список
Это рассылка с полезной информацией и особыми условиями на тренинг.
Он нужен, если:
- надо «подогреть» аудиторию (идёт продажа в несколько шагов: рекламируем бесплатный продукт, приглашаем в ранний список, потом нагреваем аудиторию и продаём платный продукт);
- надо немного подучить аудиторию. Ко мне на тренинги по маркетингу приходят люди по-разному подкованные, и я даю азы в раннем списке, чтобы на тренинге не тратить на это время;
- надо рассказать о тренинге подробнее. На лендинге трудно уместить всю информацию с нужными подробностями, да и воспринимать её всю сразу будет трудно, а в раннем списке можно выдать её небольшими порциями.
Технические средства проведения вебинара
Вебзал
Если вы думаете, как провести вебинар, и вас волнует прежде всего цена, то есть бюджетный вариант — Google Hangouts. Он бесплатный. Но там неудобно устроен чат: сильно отстаёт. Хорошо, если у вас просто лекция. И не очень хорошо, если интерактив, то есть надо общаться с участниками в режиме реального времени: они пишут, вы отвечаете.
Очень неплох Zoom — бесплатный пакет на 100 участников с ограничением по продолжительности вебинара.
Ранее мы делали небольшой обзор вебзалов, собираемся в ближайшее время обновить.
Страница регистрации на тренинг
Это может быть лендинг с интегрированной формой подписки (и тогда подключается сервис рассылок) либо кнопкой заказа (и тогда подключается сервис, через который осуществляется заказ).
Это может быть страница на TimePade. Либо — самый простой вариант — гугл-форма.
У нас подключен сервис партнёрских программ — onwiz. Он одновременно даёт возможность формировать партнёрские ссылки и предоставляет функционал для продажи на странице тренинга.
Сервисы рассылок
Мы используем их только для регистрации на бесплатные вебинары, всю информацию на платных тренингах рассылаем вручную. Это надёжнее. Вручную нельзя, если участников тренинга более 100, велика вероятность, что почтовые сервисы примут такую рассылку за спам. Так что, если тренинг очень большой, то сервис рассылок тоже нужен.
Про сервисы рассылок у нас тоже есть статья.
Площадка для интеграции записей и обратной связи
Даже если записи закачиваются, например, на Яндекс.Диск, всё равно нужно единое пространство, где они все будут собраны. Иначе кто-нибудь что-нибудь потеряет у себя в почте, придётся постоянно напоминать и искать.
Это может быть гугл-документ. Минус — трудно общаться, можно только хранить ссылки.
Может быть форум. Или группа в соцсети. Или закрытый раздел сайта. Или специальная тренинговая платформа. Смотрите, как вам удобнее и на что есть время, деньги и технические специалисты.
Программа для записи вебинаров
Да, все площадки сами делают запись. Но, как показывает практика проведения вебинаров, иногда они пишут плохо. Например, без звука или вообще падают. Поэтому мы всегда делаем дублирующую запись, используем Camtasia Studio.
Дублирующий интернет
Желательно, чтобы он был. Сейчас, когда есть возможность раздавать себе интернет с телефона, ситуаций, когда тренер остался без интернета, практически не бывает.
Модератор
Обязательно при проведении тренинга нужен помощник, который будет следить за тем, чтобы всем приходили напоминалки о вебинарах, записи, чтобы решались технические вопросы и тому подобное. Без помощника тренер тонет в текучке и у него не остаётся ресурсов на основную работу.
Инструкция для слушателей
Очень важный пункт! Обязательно включите его в свою напоминалку о том, как провести тренинг.
Всем надо рассказать, что и как делать на тренинге. Мы даём инструкцию со скринами по доступу на форум, инструкцию по использованию вебзала и ещё инструкцию по гугл-документам. Это нужно для того, чтобы самые технически непродвинутые разобрались. Иначе есть вероятность, что они потратят энергию в начале тренинга на освоении форума и испортят себе боевой настрой.
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.
Спасибо, Маша, в закладки!) хочу попробовать getcource, сейчас работаю индивидуально по почте. Один раз письмо потерялось и я испугалась))
Как ученице, мне этот сервис понравился, осталось разобраться. А для продаж мне кажется недели мало, ну это индивидуально
Я тоже смотрю в сторону геткурса. Но пока не вижу железных аргументов, чтобы бежать туда бегом с форума. С другой стороны, всё равно, думаю, мы придём к какой-то платформе.
Что касается продаж. Я могу тебе показать человека, который продаёт курс за несколько часов. Какая неделя? :)))
Сама я курс продавала за 2 недели. Хотя обычно у меня длинные запуски. Отдельный вебинар продавала за пару дней – достаточно продалось, чтобы работать было интересно:)
Я сейчас учусь на webinar.ru, если конверсия хорошая, то он мегаудобный для вебинаров и любых курсов, очень богатый функционал. Но дорогой.
Вот спасибо! Я хоть разобралась немного. А то надо начинать и тёмный лес вообще.
Ксения, спасибо за комментарий и пусть у вас всё получится!