Зачем планировать малый бизнес и фриланс
Важная часть бизнеса — предварительное планирование. После того, как появилась идея своего проекта, важно не поддаваться соблазнам эфемерных фантазий, а спуститься на землю и тщательно продумать, каких результатов вы ожидаете от бизнеса или частной практики, что необходимо сделать для достижения этих результатов, какими будут первоначальные вложения и текущие расходы. Сегодня с нами консультант по финансам Марина Самарцева, и мы поговорим о необходимости планирования в бизнесе.
Очень часто мне пытаются доказать, что планирование в бизнесе не работает. Я не удивляюсь, когда это делают, например, сотрудники, которых пытаются заставить принять участие в составлении планов, а они от этого дружно уклоняются. Их можно понять: план нужно выполнять, а если такового нет, то и суда, как говорится, нет.
Но когда предприниматели с многолетним опытом работы доказывают с жаром, что никакие планы не нужны, потому что они всё равно никогда не выполняются, я делаю вывод, что имеет место одна из следующих ситуаций (или их комбинация):
- Предприниматель не знает свой бизнес и не хочет его знать, так как подозревает, что дела у него идут плохо.
- Предприниматель не понимает, каким важным инструментом управления бизнесом является планирование, и даже не представляет себе, сколько денег теряет из-за его отсутствия.
- Предприниматель боится планировать, так как думает, что это очень сложно и доступно немногим избранным.
Ниже я постараюсь ответить на самые частые вопросы, которые мне задают о планировании.
Кому нужны планы?
Всем — и малому бизнесу, и большому, и начинающему, и действующему. Фрилансеры, и вам тоже!
Зачем они нужны?
Во-первых, чтобы лучше узнать и понять свой бизнес — начиная с маркетинга и продаж, заканчивая финансами.
Во-вторых, чтобы оптимизировать свои действия в бизнесе — установить правильные цены, избавиться от ненужной и низкодоходной работы, снизить затраты и сосредоточиться на прибыльных направлениях.
В-третьих, чтобы минимизировать затраты. Вы даже не представляете, сколько денег вы растрачиваете впустую.
Начинающим предпринимателям и фрилансерам планирование бизнеса поможет избежать многих фатальных ошибок в финансах. Особенно это важно для тех, кто хочет начать дело на заёмные средства (чего я категорически не советую делать).
А самое главное, планирование развивает финансовое мышление. Люди, обладающие финансовым мышлением, гораздо реже ошибаются в принятии бизнес-решений, что по нынешним временам является очень ценным качеством.
Можно ли обойтись без планирования?
Конечно, можно. Впрочем, можно обойтись и без маркетинга, и без продаж. Вопрос в цене.
Каждый раз, когда мы с предпринимателями начинаем анализировать финансы их бизнес-проектов, мы находим впустую растраченные деньги. В моей практике это от 20 до 250 тысяч ежемесячно в течение нескольких предыдущих лет (обычно это 3–5 лет). Цена более чем солидная. Эти деньги остались бы в кармане предпринимателя, если бы в бизнесе вёлся учёт и осуществлялось планирование.
Для начинающих предпринимателей цена вопроса тоже очень высока: не просчитав толком ничего, зачастую они ввязываются в бизнес, который ввергает их в финансовую яму, и они теряют не только свои деньги, но и те, которые заняли.
Насколько сложно научиться планированию?
Это навык, который вырабатывается с практикой. И научиться этому может любой.
Конечно, первые планы, которые вы составите, будут далеки от совершенства. Но если бы мы занимались только тем, что хорошо удаётся нам с первого раза, то все поголовно лежали бы на диванах, потому что даже умение ходить даётся людям с трудом — но все рано или поздно постигают эту науку.
Какие бывают планы?
Если у вас ещё нет своего дела, первым должен стать бизнес-план его открытия. В нём вы описываете модель бизнеса, три важнейших её части (маркетинг, продажи, финансы) и сроки, в течение которых происходит становление бизнеса. Такой план позволит принять решение, открывать бизнес или нет (иногда по результатам расчётов выходит, что он финансово несостоятелен, и это позволяет вам сэкономить время и деньги на проведение дорогостоящего опыта открытия заведомо убыточного бизнеса).
Следующие этапы планирования — годовое и ежемесячное планирование для действующих бизнес-проектов. Они позволяют оптимизировать все важнейшие показатели бизнеса: маркетинг, продажи, цены, расходы, платежи, долги.
Сколько времени занимает процесс планирования?
Сложнее и дольше всего составить первый план, и на это может уйти месяц, а то и больше — в зависимости от размера бизнеса. Много будет технической работы по описанию маркетинга и составлению финансовых таблиц. Но когда вы будете составлять следующие планы, дело пойдёт легче и быстрее.
Зачем нужны планы, если всё равно по факту происходят отклонения от них? В этом случае мы можем сравнить достигнутые показатели с плановыми, понять причины отклонений и принять решения о том, что сделать, чтобы улучшить в дальнейшем свою работу.
Впрочем, если у вас есть несколько сотен тысяч или даже миллионов ненужных рублей, вы можете позволить себе восхитительное ничегонепланирование.
Надеемся, у вас не осталось сомнений, планировать или нет. В следующей статье Марина расскажет о финансовых ловушках, в которые попадают не только начинающие предприниматели и специалисты, но и опытные бизнесмены.
Марина Самарцева, бизнес-тренер, консультант по финансам предприятий
Фейсбук
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.