Регистрируем сайт как СМИ
Вы владелец информационного сайта или блога с полезным контентом? А в каком статусе существует ваш проект? Задумывались о том, чтобы зарегистрировать сайт в качестве СМИ? Сегодня медиаюрист Маргарита Ледовских расскажет о фундаментальных моментах этой темы.
Нужно ли называть сайт СМИ?
Всё должно быть индивидуально. Плюсы есть, и об этом расскажу.
Когда ко мне обращаются с просьбой оказать юридическую помощь в части регистрации, вопрос о необходимости прохождения этой процедуры чаще всего появляется. Есть, правда, и такие клиенты, которые сразу просят провести регистрацию сайта как СМИ — они уже всё решили. Моя сегодняшняя статья как раз для всех сомневающихся.
И сначала предлагаю разобраться с тем, когда можно регистрировать СМИ в интернете, а потом уже поговорим о плюсах и минусах.
Тематика сайта со статусом СМИ
Каких-либо ограничений не существует. Совсем не обязательно, чтобы ваш сайт имел общественно-политическую направленность. Хотя такие сайты действительно ассоциируются у многих со СМИ.
Закон позволяет зарегистрировать в этом качестве и сайт о дизайне, и сайт о здоровье, и любой другой сайт. Единственное ограничение — сайт с тематикой, которая является злоупотреблением свободой массовой информации. Такой ресурс не может быть СМИ. Правда, это очень крайние случаи, когда на сайте допускаются грубые нарушения законодательства (экстремизм, пропаганда терроризма и т. п.). Уверена, что тематика 99 процентов сайтов, которые решают зарегистрироваться в качестве СМИ, не такая.
Как быть с текстовым и видеоблогом
Прежде всего уточним, где ведётся блог. Если в соцсетях или на странице какого-то сайта, доменное имя которого не принадлежит блогеру, то, конечно, ни о какой регистрации в качестве самостоятельного ресурса речи не идёт. При регистрации сетевого СМИ надо предоставлять Свидетельство регистрации доменного имени (у разных регистраторов доменных имен данный документ может иметь разные названия). В описанных выше ситуациях такого документа у человека просто не будет.
Если же доменное имя зарегистрировано на вас и блог как раз размещается на этом сайте, то никаких проблем возникнуть не должно, вы можете регистрировать такой сайт-блог в качестве СМИ.
Если у вас размещён видеоконтент на Youtube, то следует знать, что в качестве сетевого СМИ канал Youtube не может быть зарегистрирован, так как он не является самостоятельным сайтом. Если есть большая необходимость в приобретении статуса СМИ, то можно выбрать для регистрации другие виды СМИ, например видеопрограмму или информационное агентство.
Что делать, если вы выпускаете видеопередачи под постоянным названием (например, о здоровом образе жизни) и транслируете их на сайте?
В соответствии с позицией Верховного Суда, который дал толкование закону «О СМИ», любой контент сайта в интернете не является продукцией СМИ.
Таким образом, регистрация видеопрограммы, как и в целом сайта в качестве сетевого СМИ, не является обязательной. Если у видеопрограммы есть постоянное название и вы выпускаете её не реже одного раза в год, то вы можете зарегистрировать её в качестве СМИ (видеопрограмма) или сам сайт в качестве сетевого СМИ, но еще раз повторюсь, что это дело добровольное.
Регистрация сайта с онлайн-тренингами
Для СМИ образовательной направленности, в том числе для сайтов, которые хотят получить статус СМИ, предусмотрена пониженная государственная пошлина — 2000 рублей (вместо обычных 10 000 рублей). Но в законах вы нигде не найдете понятие таких СМИ и точных критериев. Соответственно, Роскомнадзор может по-разному подходить к разным сайтам, каждый раз определяя, есть ли образовательная направленность или нет.
У меня был опыт регистрации образовательных сайтов некоммерческой направленности. На мой взгляд, нет каких-либо ограничений для того, чтобы регистрировать и коммерческий интернет-сайт с госпошлиной 2000 рублей, если действительно он имеет образовательную направленность. В любом случае вы ничего не теряете, так как если регистрирующий орган всё же сочтёт, что ваш сайт надо регистрировать по общим правилам, вам не откажут в регистрации, а вернут документы без рассмотрения. Тогда надо будет просто доплатить разницу в пошлине и подать документы заново.
О плюсах и минусах
Очень весомый плюс в том, что учредитель СМИ не будет отвечать за комментарии пользователей, если они идут на сайт без премодерации. Это основное отличие сайтов-СМИ.
Регистрация сайта в качестве СМИ критически важна, если на ресурсе много пользовательского контента. Бывает сложно проверить, что пользователь, оставляя комментарии, действует в рамках закона. Для этого, во-первых, модератору надо самому очень хорошо знать требования закона. Во-вторых, не все нарушения можно выявить при модерации сообщений на сайте.
Да, мат можно увидеть и удалить. Но, например, бывает так, что при прочтении комментария администратор сайта не может понять, соответствуют ли сведения действительности ли нет, или что пользователь, размещая контент, не нарушает чьё-то авторское право.
Плюс ещё в том, что если на сайте в комментариях допущено злоупотребление свободой массовой информации, Роскомнадзор направляет вам уведомление об этом, и у вас есть сутки на то, чтобы удалить такой комментарий или отредактировать его. Если это будет сделано, то неблагоприятных последствий не наступит. В отношении сайтов-неСМИ таких предупреждающих действий Роскомнадзор проводить не обязан.
Дополнительная ответственность
По сути, все нарушения, которые запрещены для сайтов-СМИ, также нельзя допускать и на других сайтах в Интернете. Статья 4 Закона «О СМИ», которая распространяется только на СМИ, предусматривает возможность прекращения деятельности СМИ по суду в случае повторного за год злоупотребления свободой массовой информации. Необходимо также хранить конфиденциальность источника информации. Также после регистрации надо будет указывать выходные данные СМИ на сайте.
Реклама в СМИ
Закон «О рекламе» содержит общие требования, которые касаются рекламы и для сайтов-СМИ, и для всех других сайтов. Хочу также заметить, что публикация статей за плату сама по себе не говорит о том, что статья является рекламной. Всегда надо смотреть на само содержание статей.
В заключении скажу, что учредитель СМИ может в любое время принять решение о прекращении деятельности сайта в качестве СМИ.
Группа ВКонтакте
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.
Спасибо за полезную информацию!
Вопрос такой: “пониженная государственная пошлина – 2000 рублей” возможна только для некоммерческих направлений образовательных сайтов? Думается, что любой сайт все-же имеет хоть какую-то коммерческую подоплёку.
А если конкретно, то у меня, в числе других, есть сайт по обучению инфобизнесу для новичков. Конечно я ПРОДАЮ обучающие курсы (хотя есть и бесплатные варианты). Вот такой сайт может попсть под пониженную госпошлину в 2000 рублей?
Александр, я писала в статье, что закон не говорит только о некоммерческих проектах. На мой взгляд, любые СМИ образовательной направленности могут быть зарегистрированы с пошлиной 2000 рублей. Но прямо 100-процентных гарантий дать не могу, поскольку в законе нет четких критериев.
Здравствуйте. При регистрации сайта как сми надо ли заверять заявление (подпись на заявлении) у нотариуса?
Людмила, добрый день. Заверять заявление не надо, просто учредитель СМИ – физлицо ставит свою подпись, учредитель-юрлицо, подпись и печать организации.
Спасибо, Маргарита. А если я зарегистрирована как ИП, с сайта получаю прибыль. Сайт надо регистрировать на ИП или на физ.лицо или не имеет значения кто учредитель?
Спасибо за информауцию. Но есть такой вопрос. Является ли зарегистрированное СМИ юр.лицом с правом коммерческой деятельности (публикация и размещение рекламы, платных объявление и т.п., выплата гонораров, заключение трудовых договоров…) или это требует дополнительной регистрации ООО или ИП?
С уважением, А.С.
Добрый день. Нет, СМИ не является юлицом.