Как создать копирайтинг-агентство и как это сделала я
Вконтакте на нашей страничке мини-консультаций спросили: как создать копирайтинг-агентство, с чего начать раскрутку. На самом деле я уверена, что целую подборку ответов на этот вопрос дадут дружные Яндекс и Google.
У меня же есть то, чего нет у этой парочки, а именно – личный опыт, хотя своеобразный. Моё копирайтинг-агентство выросло, как полевой цветок – без плана, без особого ухода и, если честно, без особых усилий по продвижению с моей стороны. С точки зрения бизнеса это неправильно, не тому я учу студентов на тренингах:) Но всё же я расскажу эту историю.
Почему копирайтинг?
Вообще-то я не собиралась профессионально заниматься копирайтингом. Просто на моей работе, как и в большинстве компаний, маркетологу приходилось быть мастером на все руки. Нанимать специальных людей для работы с текстами у нас как-то было не принято. Писали сами, то есть писала в основном я – у меня просто чуть получше получалось.
Потом, на фрилансе, тексты были одним из моих любимых способов заработка. Около года я даже делала корпоративный журнал, всю его текстовую составляющую.
Учиться писать тексты я начала после смешной истории. Нашла интересную вакансию, отправила тестовое задание, мне прислали ответ: уникальность вашего текста 96%, поправьте. Я рассказывала эту историю студентам “Мама-райтера”. Что такое уникальность, я понятия не имела и была страшно возмущена “придирками к процентам”.
Потом, разобравшись, что к чему, поняла: учиться надо, причем срочно. С тех пор я изучаю копирайтинг.
Я уже рассказывала как-то, что меня “болтало” по разным специальностям. Но почти везде приходилось работать с текстами. Обучение в сочетании с постоянной практикой рано или поздно приводит к росту цен на услуги. Так произошло и в моём случае. Я осознанно назвала себя копирайтером и установила цены.
Надо сказать, что мне не пришлось как-то специально продвигать свои услуги. Сработал нетворкинг и сарафанное радио. Я долго сотрудничала на фрилансе с большим количеством разных компаний, все знали, что я, в общем-то, молодец. Я рассказала всем окружающим, что теперь ко мне можно обращаться специально за текстами – и работа закипела.
Почему агентство?
Ну а дальше я поняла две вещи. Первое: что мне не интересно всё время только писать, для меня это тяжело. Тексты – это конечно здорово, но по вдохновению, а не по графику. И второе: я отыскала в себе надёжно спрятанного тренера, пошла учиться, провела свой первый тренинг.
Стало понятно, что тренинги и проект по маркетингу с азов – это то, чем мне хочется заниматься. Но клиенты на тексты уже были, и приходили новые. Я стала искать помощников. Сначала на разовые проекты, затем с кем-то стала сотрудничать постоянно.
Некоторое время уже в формате агентства я сотрудничала только с копирайтерами, оставляя себе общение с клиентами, контроль и редактуру. Это мне не нравилось: было много текучки, отнимало много времени, не приносило радости.
Два года назад впервые взяла проект, который мне казался тогда очень большим – мы с командой сдавали 10 текстов ежедневно. Тогда мне пришла в голову светлая мысль взять редактора. Затем у меня появился другой помощник – менеджер+редактор в одном лице.
За первым крупным проектом появились другие. Продолжало работать всё то же сарафанное радио. Я собрала большую резервную базу райтеров. Распределила задачи. Прописала процессы и скрипты. Теперь у нас хватает человеческих ресурсов, чтобы решать задачи самые разные по качеству и объёмам.
Как видите, у нас всё совсем не так, как “надо”. Я шла не по пути “сформировать предложение, сделать сайт, прописать коммерческие предложения, найти клиентов и продавать”. Я общалась с клиентами и помогала им решать их задачи. Сайта и коммерческих предложений у нас до сих пор нет. Это позор, и мы в ближайшие месяцы это исправим. Пока же агентство про прежнему функционирует в режиме дополнительного проекта в свободное от “Маркетинга с азов” время. У нас очень много не проработанных моментов, в том числе с точки зрения маркетинга. В Азконсалте всё гораздо стройнее. Однако в следующем году я надеюсь привести эти моменты в порядок. Хотя бы для того, чтобы демонстрировать студентам на тренингах в качестве примера :).
И немного конкретики.
С чего начать создание копирайтинг-агентства?
Для меня оно началось с лично моей практики и нетворкинга. Но “по чесноку” его нужно начать с определения целевой аудитории, ниши, продукта и линейки услуг. С составления предложения. С наработки портфолио и сбора отзывов. С прокачки собственных навыков. Со всего того, о чём речь идёт у меня в мини-книге “Из чего состоит проект?” и одноимённом электронном курсе. Если не читали – в правой верхней части сайта есть на него подписка. Начать именно с этого – и не важно, копирайтинг-агентство вы планируете сделать или начать продавать металлические профлисты.
Что должен уметь руководитель копирайтинг-агентства?
Я искренне убеждена в том, что он должен знать отличие копирайтинга от копирайта :).
А если серьёзно, то уметь писать все виды текстов, которые можно заказать в агентстве. Не обязательно писать на все темы. Например, я очень плохо разбираюсь во всяких технических штучках. Но собственный хорошо прокачанный навык копирайтинга необходим. Иначе как оценить качество работы сотрудников? Кем заменить внезапно выбывшего в случае форс-мажора, когда никто не может подхватить проект?
Обязательно уметь планировать – и маркетинг, и свою работу, и управлять проектами и процессами внутри агентства. Должно быть умение понять, как строить работу, когда, кому и что поручить, как организовать контроль, как наладить взаимосвязи между людьми. Как сделать так, чтобы всё само работало.
Нужно умение находить общий язык с людьми – и с райтерами, и с заказчиками. Нужно сделать так, чтобы люди работали с тобой с удовольствием. И иногда нужно сделать так, чтобы сложный заказчик проникся к тебе симпатией.
Да много чего нужно. В бухгалтерии чуточку разобраться. Во всяких сервисах и программах. Надо очень быстро соображать, когда тебя спрашивают “ачоделать?” одновременно три человека. И желательно при этом не нервничать :).
Откуда брать клиентов?
Свою историю я рассказала. Наши клиенты берутся сами: приходят после вебинаров, рекомендуют знакомые, клиенты, другие аутсорсеры, например, seo-специалисты или дизайнеры, с которыми мы сотрудничаем. Но такого не будет, если вы писали мало, сотрудничали с разными людьми мало, бизнес-знакомств у вас тоже маловато.
Придётся поработать. Использовать коммерческие предложения, формировать партнёрскую программу, продвигать сайт, активизироваться в социальных сетях, заниматься пиаром, продвигать личный бренд руководителя. Я бы начала с компредов.
Откуда брать райтеров?
Искать райтеров мне приходилось всего несколько раз, и то когда я сталкивалась с действительно крупными проектами. Однажды понадобилось за два дня собрать команду в 50 человек. Собрала и не поморщилась.
С биржами фрилансеров я не дружу. Зато отлично дружу с проектом “Мамалансер”. С их помощью я трижды собирала команды и находила отличных исполнителей, со многими из которых работаю и сейчас.
Второй источник рабочих рук и умных творческих голов – мои вебинары. Я периодически где-то вещаю, среди слушателей периодически оказываются райтеры. После каждого вебинара я получаю несколько писем с предложением сотрудничать. Иногда получается хорошая совместная работа, иногда нет.
Третий источник – любимый – мой собственный тренинг “Мама-райтер”. Большая часть моей активной команды сейчас – это именно мои прекрасные мамы-райтеры. С “Продающих текстов” тоже приходят, но реже, этот тренинг в моём исполнении всё-таки больше для предпринимателей.
Ну и ещё они берутся откуда-то извне. Кто-то случайно попал на сайт или в соцсети. Кто-то прочитал интервью или статью. Кому-то рекомендуют поискать у меня работу.
Как построена работа.
Сейчас у меня два виртуальных отдела. Один занимается небольшими заказами, другой – большими проектами. В первом руководит Алёна, в другом – Надя. Каждая сама себе менеджер, координатор и редактор. На самые крупные проекты приглашаем дополнительного редактора.
У каждой своя база райтеров и своя система контроля и отчётности.
Полностью карты я раскрывать не буду, но покажу картинку. Так выглядела иллюстрация к скрипту для райтеров на один из крупных проектов.
Кажется, я рассказала всё, чем готова была поделиться. Если вдруг что – спрашивайте в комментариях. Может вам интересно про налоги или про документооборот? Про работу с заказчиками или с райтерами? Только задавайте, пожалуйста, вопросы конкретные, а не просто “мне интересно всё”. Правда, некоторую информацию я предпочту оставить внутри агентства.
Кстати, пока я писала статью, я придумала новый формат онлайн-мероприятия с участием копирайтинг-агентства :). Ещё немного подумаю и вам расскажу.
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.
Спасибо, очень актуально и информативно! Да, хотелось бы узнать больше про налоги и документооборот.
Виктория, спасибо за комментарий.
Я получаю деньги на расчётный счёт ИП и плачу 6% от доходов. И пенсию.
Документооборот стандартный на упрощёнке: договора, счета, акты. Перевылка по почте или, если в одном городе, курьером или реже лично в руки.
Очень интересная статья. Люблю читать о личном опыте. О вашем было особенно интересно узнать. Спасибо. Пишите ещё:)
Спасибо, Анна. Пишу, куда ж я денусь:)
Очень интересно! Я всё мечтаю сотрудничать с Вами, Мария, как копирайтер, но я пока не доросла до такого уровня.
Но я учусь!))
Наталья, с нами вообще разного уровня райтеры работают:) Даже совсем с нуля приходят. Правда, и проекты соответствующие даём – попроще.
“Тексты — это конечно здорово, но по вдохновению” – вот это мне особенно близко. Спасибо.
:) пожалуйста
Здравствуйте! Я так поняла, что Ваше агентство находится в оффлайне, а как Вы думаете, можно ли создать что-то подобное, но полностью в интернете, и работать также через интернет?
Не поверите – агентство и оффлайн, и онлайн, хотя даже сайт мы никак не доделаем. А работаем мы полностью через Интернет.
Мария, здравствуйте!
Не знаю, читаете ли вы комментарии к статьям, опубликованным намного ранее, но попробовать стоит)
Скажите, а бывали ли случаи, что копирайтеры оказывались недобросовестными? Вы писали, что в одно время работали с командой 50 человек, которую собрали за 2 дня (как вам это удалось, даже не представляю). Люди бывают же разные, и кто-то из них мог доставить вам лишних хлопот, например, сделав “интересное” предложение непосредственному заказчику. Даже если прямого контакта с ним не было – это же не особо большая проблема, найти данные сразу или через определенное.
Скажите, с таким вы не сталкивались? И как боретесь или какие используете превентивные меры?
Читаю, конечно, а как же:) И ещё все письма, которые приходят в ответ на письма рассылки:) Нет, у нас ни разу не было такого, чтобы райтеры оказались недобросовестными. По крайней мере, таких историй, о которых я бы знала. Когда мы работаем с большими командами, наша ценность для заказчика именно в том, что мы становимся контролирующим органом. Так-то заказчик и сам может пойти на биржу и найти 100500 исполнителей. Но он убьётся, пытаясь это всё наладить, систематизировать и проконтролировать – ну нет у заказчика таких мощностей, если у него нет своего копирайтинг-отдела. А на прочих заказах, когда райтер теоретически мог бы выйти на заказчика в обход нас, мы работаем в основном с моими выпускницами и доверяем друг другу.
Очень интересно, особенно там, где Вы пишете, что делали все не в том порядке, как все. При этом достаточно продуктивно. Это Вас так вела интуиция, насколько я понимаю? В комментариях девушка писала, что очень хотела бы в Вашем агентстве работать, но считает себя недостаточно умелой. Не сочтите за нахальство, а есть ли шансы у меня? Опыт написания статей 7 лет, портфолио на бирже https://freelance.ru/Valvasiliyeva
Валентина, шансы есть у всех.
Сейчас мне нужен топовый райтер. Пара у меня есть, нужен ещё. На коммерческие предложения и лендинги. Если это вы, можно общаться.
Здравствуйте, Мария! Отличная статья, в интернете очень мало информации по этой теме. Особенно интересная картинка с системой взаимодействия с копирайтерами, подходит как предохранитель от срыва сроков. Скажите, оплату вы обговариваете с каждым исполнителем по отдельности?
Поделитесь опытом стимулирования авторов ( не считая финансовой составляющей).
В какой среде организовываете работу? – гугл таблицы, документы или какие-то сервисы?
По вашему опыту – имеет смысл брать новичков и вкладываться в их развитие? На редактирование писанины иногда уходит больше времени, чем если бы сам сел и написал, но есть надежда что это принесет плоды.
Руслан, спасибо.
Да, оплата обсуждается с каждым райтером. Стимулирования никакого нет, кроме регулярных заказов и своевременных оплат. Организацией работы занимается менеджер, гугл-документы и электронная почта, этого достаточно для наших целей. Мы работаем с новичками – у меня есть тренинговый проект для начинающих райтеров, мы сами их обучаем с нуля и берём к себе самых успешных выпускников.